АРИАДНА-125130 - исследования в области недвижимости и строительства
Опубликовано: Май 25, 2010

Создание узкоспециализированных заводов

   Создание узкоспециализированных заводов приводит к значительному снижению себестоимости выпускаемых изделий и росту производительности труда.

Специализация позволяет применить и эффективно использовать высокопроизводительное оборудование, прогрессивные технологические процессы, более совершенные формы организации труда и производства. Она создает наилучшие условия для комплексной механизации и автоматизации производства, всемерного повышения производительности труда, снижения себестоимости и повышения качества продукции. Рост уровня специализации и серийности производства обычно позволяет в несколько раз увеличить выпуск продукции. Например, сокращение номенклатуры изделий на харьковском заводе "Поршень" привело к расширению их выпуска более чем в 3,4 раза, а отдельных деталей почти в 7 раз.

В настоящее время хозяйственники неохотно идут на передачу изделий на специализированные предприятия. Наряду с неуверенностью в своевременном получении продукции со специализированных предприятий немаловажное значение имеют недостатки существующего порядка ценообразования. В результате во многих случаях цены на продукцию специализированных производств оказываются более высокими, чем стоимость их производства на неспециализированном предприятии с замкнутым циклом производства.

Экономический смысл специализации и кооперирования, как известно, заключается в снижении общественных издержек производства и цен. Повышение цен на продукцию специализированного производства подрывает идею специализации и кооперирования. Цены на продукцию специализированных производств должны устанавливаться ниже или в крайнем случае на уровне цен на эту продукцию до специализации. Общей тенденцией развития производственной специализации в мировом машиностроении является сдвиг от предметной к подетальной и технологической специализации.


   Зарубежные компании осуществляют подетальную специализацию либо посредством кооперации с фирмами, специализирующимися на выпуске деталей, частей, узлов определенной номенклатуры, либо путем создания у себя специализированных цехов и заводов, либо посредством сочетания того и другого направления. В промышленно развитых капиталистических странах считается невыгодным изготовлять на одном предприятии все основные детали и узлы автомобилей и тракторов. Большинство автомобильных и тракторных заводов этих стран являются по существу сборочными предприятиями, получающими со стороны двигатели, рамы, колеса, кузова и другие узлы. Схему производственных связей, основанных на подетальной специализации, можно проиллюстрировать на примере работы тракторного завода компании "Массей-Фергюссон" в Баннер-Лейне. Этот завод производительностью 100 тыс. машин в год осуществляет сборку тракторов и является головным предприятием компании. На нем имеются два основных цеха - механический и сборочный, а также цехи испытаний. Литейного и кузнечно-прессового производства на заводе не имеется. Необходимые отливки деталей здесь получают со специализированной фирмы "Винз индастриз". Поковки для тракторов поставляет фирма "Гаррингтон", имеющая крупные кузнечные заводы в Бирмингеме. Электрооборудование на тракторный завод поступает от компании "Жозеф Лукас" (Бирмингем). Дизели тракторному заводу в Баннер-Лейне поставляет компания "Пер-кинс", которая выпускает 250 тыс. двигателей в год. Эта фирма по кооперации в свою очередь получает поковки коленчатых валов, гильзы цилиндров, топливную аппаратуру и электрооборудование.

Крупные специализированные заводы моторостроения с узким производственным профилем имеются в США, Италии, ФРГ. Производственная программа их построена с учетом конструктивно-технологической однородности продукции и является оптимальной для. использования автоматического оборудования и прогрессивных технологических процессов.

Переход на новый вид продукции выполняется все в большей степени с использованием станков с ЧПУ и роботов. Острая конкурентная борьба крупнейших производителей моторов, с тем чтобы удержать рынки сбыта, заставляет в ряде случаев обновлять выпускаемую продукцию, не считаясь ни с какими потерями. Сборка тракторов на отдельных сборочных заводах производится унифицированными и взаимозаменяемыми деталями и узлами, что способствует централизации и более тесной координации конструирования и изготовления узлов тракторов.

Создание узкоспециализированных заводов экономически оправдано, приводит к значительному снижению себестоимости выпускаемых изделий и росту производительности труда в том случае, когда производство узлов и частей носит крупносерийный или поточно-массовый характер.

В СССР уровень развития подетальной и технологической специализации как прогрессивной формы организации отраслевого производства все еще значительно ниже, чем в США. Существуют значительные различия в степени специализации ведущих капиталистических компаний по типажу и номенклатуре выпускаемых тракторов, уровню подетальной и технологической специализации, а также  по масштабам и степени концентрации производства.

Высокая степень концентрации производства в сочетании с экономически обоснованной предметной специализацией по выпуску колесных тракторов всего двух-трех базовых моделей и хорошо налаженная производственная кооперация с подетально специализированными предприятиями позволяют этим фирмам выпускать тракторы со значительно более низкими издержками производства, чем их фирмам-конкурентам.

В зарубежном авто- и тракторостроении наиболее часто практикуется получение в порядке кооперирования таких комплектующих изделий, как двигатели, электрооборудование, гидросистемы, насосы, компрессоры, карбюраторы, коробки передач, подшипники, различные приборы, крепежные детали и т.д.


Подетальная специализация, как и предметная, давно переросла национальные рамки и приобрела международный характер, что обусловливает существенное расширение мировой торговли оборудованием. На мировом рынке машин и оборудования появился ряд фирм, производящих комплектующие узлы и части, используемые при производстве многих изделий во всем мире. Так, например, английская фирма "Перкинс" поставляет двигатели для автомобилей, экскаваторов, передвижных электростанций, тракторов, комбайнов, производимых во многих странах мира. Аналогичное место занимают фирмы "Бош" (ФРГ) и "Бендик корп" (США) в области деталей и узлов топливной системы автомобилей, тракторов, дорожно-строительных машин; фирмы "Жозеф Лукас" (Англия) , "Дженерал моторе", "Форд мотор" - в области электрооборудования и т.д.

Третий вид специализации - технологический, представляющий дальнейшее развитие предметной и подетальной специализации. В этом случае происходит специализация фирм или предприятий на выполнении определенных видов работ. В качестве примеров такой специализации является выделение в самостоятельные производства изготовления поковок, литья, штамповок, заготовок.

В последние полтора-два десятилетия в машиностроении США сложилась большая группа отраслей по производству общемашиностроительной продукции. Основная масса предметно-специализированных машиностроительных предприятий, выпускающих готовую продукцию, получают литье, детали, поковки, инструмент, комплектующие узлы со специализированных заводов. Таким образом, абсолютное большинство предприятий машиностроения США не имеют литейных, кузнечных, инструментальных, крепежных и других цехов и участков. Эти данные свидетельствуют о широком развитии подетальной и технологической форм специализации и о высоком уровне предметной специализации производства, в машиностроении США.


От: Пятницкий А.  


п»ї





Просмотр комментариев (0)


Похожие темы



« Вернуться

125130.ru