В настоящее время, когда все организации и предприятия строительного комплекса широко используют принципы самофинансирования и самоокупаемости, вытекающие из Закона о социалистическом предприятии (объединении), орган Госприемки тем не менее является бюджетной организацией, т. е. в конечном счете независимой от экономических показателей организации, которую обслуживает. Поэтому воспринимается он, в первую очередь, не как помощник, не как центр инженерной мысли, находящийся в постоянном поиске «узких» мест производства, не как генератор предложений и идей, а как бюрократический контролирующий орган, который не имеет даже юридического статуса самостоятельной организации. Поэтому представляется целесообразным, чтобы госприемка в будущем стала самостоятельным органом вневедомственного контроля Госстандарта СССР и при этом была бы юридическим лицом, пользующимся правами хозрасчетного Государственного органа, т. е. имела бы собственный расчетный счет в банке и самостоятельный баланс. Основная форма взаимодействия органа Госприемки и строительной организации - хозрасчетная на договорной основе.
Средства для его содержания можно предусмотреть н за счет средств, необходимых для выполнения авторского надзора, и за счет средств, выделяемых на содержание технического надзора заказчика. Практически можно рассмотреть вопрос о полной ликвидации этих служб контроля. Это и логично, ибо этот орган должен отстаивать один интерес - государственный в вопросах качества строительства.
Требования нормативно-технической и технологической документации
Госприемка должна обеспечивать не только приемку объектов, полностью отвечающих требованиям нормативно-технической и технологической документации, но и совместно с организациями уделять особое внимание профилактике производства, повышению качества строительно-монтажных работ, конструкций, изделий и материалов. Если орган Госприемки станет хозрасчетной организацией и его работа со строительными организациями будет строиться на договорной основе, то логично будет ему нести и материальную ответственность по обоснованным претензиям эксплуатирующих организаций в период гарантийного срока вместе со строительной организацией - генеральным подрядчиком. До принятия объекта в эксплуатацию заказчик и подрядчик должны передавать его на баланс эксплуатирующей организации с передачей ключей, а заказчики и исполкомы местных Советов народных депутатов нести полную ответственность за своевременное обеспечение эксплуатации принятых объектов и заселение их в недельный срок.
Так как орган Госприемки становится самостоятельной организацией, то у него могут сложиться своеобразные отношения с местными Советами народных депутатов. Так, исполкомы местных Советов ежегодно до определенного срока (например, 15 октября) представляют в орган Госприемки согласно номенклатуре перечень объектов, подлежащих контролю в последующем году. Так как на объектах, подлежащих госприемке, контроль качества строительно-монтажных работ будет осуществляться только органом Госприемки, контроль Управления государственного архитектурно-строительного контроля, авторский и технический надзор предлагается отменить.
Разногласия, которые могут возникнуть между организацией и органом Госприемки по вопросам оценки качества строительно-монтажных работ, объектов строительства и по другим вопросам его деятельности, должны решаться Государственным комитетом СССР по стандартам совместно с соответствующими министерствами.
UP |
|
125130.ru |