АРИАДНА-125130 - исследования в области недвижимости и строительства
Опубликовано: Февраль 12, 2011

Организация управления строительством в странах членах СЭВ

 Совершенствование управления строительством представляет собой постоянный и длительный процесс, который направлен на внедрение прогрессивной организации управления, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и особенностям развития народного хозяйства.

В решении этого вопроса видное место занимает обмен информацией и обобщение опыта совершенствования организации управления строительством в странах- членах СЭВ.

Социалистические страны, достигшие относительно высокого уровня экономического развития, приобрели богатый опыт организации управления строительством, который представляет для нас большой теоретический и практический интерес.

Строительство социалистических стран прошло два этапа развития: первый (до 1965 г.) - период становления социалистического хозяйства в стране, развитие строительной индустрии и ускоренное повышение объемов капитального строительства; второй период - подготовка и осуществление в странах хозяйственных реформ, направленных на интенсификацию строительного производства, ускорение ввода в действие мощностей и объектов, повышение эффективности капитальных вложений. В этот период были осуществлены существенные организационные изменения в управлении строительством.

Совершенствование организационных форм управления строительством в этих странах осуществлялось сокращением излишних звеньев, рациональным сочетанием отраслевого и территориального принципов управления, повышением уровня концентрации строительного производства и специализации организаций, усилением хозрасчета и приближением руководства к производству.

В каждой из социалистических стран в зависимости от исторически сложившихся условий и структуры капиталовложений имелись свои отличия и особенности в осуществлении перечисленных выше основных направлений совершенствования организационных форм.

Осуществление хозяйственной реформы способствовало расширению и укреплению подрядного способа строительства. В общем объеме работ удельный вес подрядного строительства составил в Болгарии 79%, в Венгрии - 58,3, в ГДР - 89,2, в Польше - 70, в Румынии - 88, в Чехословакии - 57,8%. Строительство хозяйственным способом эффективно на объектах с небольшими объемами работ и специфическим характером их выполнения.

Высшим органом управления строительством в странах-членах СЭВ являются отраслевые строительные министерства: в Болгарии - Министерство строительства и строительных материалов, в Венгрии - Министерство строительства и развития городов, в ГДР - Министерство строительства, в Польше - Министерство строительства и промышленности строительных материалов, в Румынии-Министерство промышленного строительства, в Чехословакии - два министерства строительства (в Чешской и Словацкой CP), на Кубе созданы три строительных министерства - жилищногражданского и сельскохозяйственного строительства, гидромелиоративного и инженерного строительства и промышленного строительства.

Наряду со строительными министерствами подрядные организации имеются в ряде других министерств и ведомств. Так, в Болгарии, ГДР и Польше строительные организации имеются в основных отраслевых промышленных министерствах (энергетики, транспорта, сельского хозяйства); в Венгрии Министерство строительства и развития городов ведет только жилищное, промышленное и сельскохозяйственное строительство, строительство же автомобильных и железных дорог, гидротехнических сооружений и шахт осуществляется строительными организациями других министерств; областные, городские и районные местные советы имеют свои ремонтные строительные организации.

Основные объемы работ в социалистических странах (50-60%) выполняются строительными министерствами, прочими отраслевыми министерствами выполняется 30-25% и местными советами 10-15% общего объема работ.

Уделяется большое внимание осуществлению общей панической политики и координации деятельности ведомственно разобщенных строительных организаций.

В Болгарии, Венгрии и ГДР строительные министерства осуществляют единую общегосударственную поли111 к у в области проектирования, производства работ, внедрения новой техники и контроль за ходом строительства всех организаций независимо от подчиненности. В Румынии эту функцию выполняет Государственная генеральная инспекция для направления и контроля в строительном проектировании и производстве, на Кубе - сектор строительства Совета Министров.

В социалистических странах уделяется внимание сокращению звеньев управления и приближению руководства к производству. Особенно большая работа в этом направлении была проделана в последние 5 лет.

В настоящее время в Болгарии функционирует как трехзвенная (министерство - объединение - строительное управление), так и двухзвенная система управления строительством (министерство - комплексная территориально-производственная строительная организация). В Венгрии, Румынии и на Кубе действует двухзвенная система управления: министерство - строительное объединение (предприятие); местные советы - строительные предприятия.

Смешанные трех и двухзвенные структуры сложились в ГДР и Чехословакии: министерство (местные советы) - комбинаты (строительные предприятия); министерство - генеральные дирекции - строительные предприятия, заводы строительных материалов.

При трехзвенных структурах управления в Болгарии, Польше и Румынии в качестве среднего звена выступают строительные объединения, в ГДР - комбинаты, в Чехословакии - генеральные дирекции. Как комбинаты, так и дирекции фактически выполняют те же функции, что и строительные объединения.

Строительные объединения являются крупными территориальными хозрасчетными подразделениями среднего уровня руководства. В их задачу входит развитие специализации и кооперирования между составляющими его предприятиями, централизованное проведение некоторых работ в области научных исследований, распределение капиталовложений, осуществление ряда функций по материально-техническому снабжению и сбыту. По существу, объединения являются крупными формированиями, действующими по принципу крупных автономных единиц с интегрированной деятельностью.

В настоящее время в Болгарии действуют три строительных объединения, осуществляющие различные виды промышленного строительства, и одно объединение, специализированное по прокладке инженерных коммуникаций и монтажу оборудования. Потребность объединения в строительных материалах и конструкциях обеспечивается на договорных началах несколькими промышленными объединениями с сетью заводов.

Министерству строительства ГДР подчинено пять общереспубликанских комбинатов, специализированных на строительстве предприятий угледобывающей промышленности, строительстве дорог, гидротехнических сооружении, и два комбината, выпускающих инженерное оборудование и железобетонные изделия, для промышленного строительства. Кроме общереспубликанских комбинатов министерству подчинены 8 межтерриториальных общестроительных комбинатов.

В Польше строительные объединения специализированы по отраслям народного хозяйства: общестроительные, ведущие работы на объектах жилищного и культурно-бытового строительства; промышленного строительства, действующие по территориально-отраслевому принципу в границах определенных районов; объединение Трансстрой, оказывающее транспортные услуги строительным организациям; объединения по инженерным и монтажным работам, действующие на территории всей страны.

Генеральные дирекции Чехословакии организованы по территориальному и отраслевому принципу и специализированы по жилищно-гражданскому и промышленному строительству, прокладке магистральных трубопроводов, возведению железнодорожных мостов и др.

Годовые объемы работ, выполняемые строительными комбинатами, в ГДР достигают 240-390 млн. марок, а среднегодовая численность работающих - 10-12 тыс. человек.

В Чехословакии генеральные дирекции имеют в своем составе 6-10 строительных предприятий по 6-7 тыс. человек в каждом.

В Польше объемы работ строительных объединений достигают более 450 млн. злотых.

Основным звеном управления строительным производством являются строительные предприятия *. Большинство из них подчинены объединениям, меньшая часть при двухзвенной структуре подчиняется непосредственно высшему звену управления - министерству. В 1977 г. общее количество первичных организаций - строительных предприятий - колебалось от 301 в Чехословакии до 1120 в Польше.

В первой половине 70х годов в социалистических странах была.проведена большая работа по концентрации строительного производства и укрупнению строительных организаций. С 1970 по 1975 г. средний объем работ, выполняемый одной первичной строительно-монтажной подрядной организацией в Болгарии, вырос на 81,8%. Это достигнуто за счет объединения нескольких мелких организаций в одну и ликвидации отдельных организаций.

За тот же период в Венгрии число первичных организаций сократилось на 22%, а средний объем работ, выполненный одной организацией, увеличился на 21%. В ГДР количество первичных организаций сократилось на 50% при соответствующем росте среднегодовых объемов работ. Значительная концентрация строительного производства достигнута в Польше. За 1970- 1977 гг. средние объемы работ, выполняемые одной организацией, увеличились в 2,7 раза. В Румынии число строительных организаций уменьшилось на 18%, а средний объем работ, выполняемый одной организацией, увеличился на 84,6%.

Ускоренное повышение уровня концентрации производства положительно сказалось на удельной численности работников управления. За период 1970-1977 гг. темп роста численности инженерно-технических работников и служащих в строительстве Болгарии почти вдвое превышал темп роста численности всех работников, что вызвало снижение числа рабочих, приходящихся на одного инженерно-технического работника и служащего, с 5,5 до 4,6 человека. Это уменьшение вызвано как ростом производительности труда, индустриализацией строительства, более широким внедрением машин и механизацией трудоемких работ, так и усложнением выполняемых строительно-монтажных работ, усилением инженерной подготовки производства.

В Венгрии численность инженерно-технических работников и служащих на 1 млн. форинтов объема работ уменьшилась с 1,5 в 1970 г. до 0,7 человек в 1977 г., что свидетельствует о значительном повышении производительности труда в строительстве, чему способствовало укрупнение строительных организаций.

Значительное снижение удельной численности инженерно-технических работников и служащих в строительстве достигнуто и в других социалистических странах. В в статье под номером 25 приведены данные об объемах выполняемых строительно-монтажных работ и уровне концентрации производства в европейских социалистических странах за 1970-1977 гг.

Строительные предприятия большинства социалистических стран имеют различные организационные структуры, типовые схемы строго не регламентируются. Считается, что выбор организационной структуры - дело самого предприятия и зависит не только от его величины, но и от задач, стоящих перед предприятием в данное время, сферы его деятельности, экономической конъюнктуры и т. д.

Отсутствие промежуточных звеньев заставляет руководителей строительных организаций принимать самостоятельные решения, полностью использовать свои полномочия, сводить к минимуму затраты труда на учет и отчетность.

Заслуживает внимания опыт социалистических стран по организации эксплуатации парка строительных машин. В составе строительных министерств или объединений организованы специализированные подразделения по эксплуатации строительных машин, механизмов и автотранспорта. Например, в Болгарии действующее в составе Министерства строительства объединение «Строительная техника» производит строительные машины и инструменты, а также осуществляет капитальный ремонт строительного оборудования и автотранспорта.

Кроме того, в составе государственных строительных объединений имеются подразделения, которые занимаются эксплуатацией и текущим ремонтом строительного оборудования и автотранспорта.

В ГДР все строительные машины, механизмы и автотранспорт числятся на балансе строительных организаций, а объединения механизации строительства занимаются лишь ремонтом строительной техники.

В Польше в состав территориальных строительных объединений наряду со строительно-монтажными организациями входят также и предприятия по эксплуатации строительной техники и транспорта.

В странах - членах СЭВ активно развертывается процесс дальнейшего совершенствования организационной структуры управления строительством. На данном этапе все большее значение приобретает создание крупных производственно-хозяйственных единиц с централизованным руководством как предпосылка использования максимальных возможностей концентрации и специализации производства.

Изучение и использование опыта социалистических стран в области организации управления строительством могут оказать положительное влияние на качество ее совершенствования. Однако опыт других стран следует использовать с учетом масштабов строительства, специфики развития экономики и сложившихся традиций конкретной страны.



От: Пятницкий А.,  






Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

125130.ru