АРИАДНА-125130 - исследования в области недвижимости и строительства
Опубликовано: Октябрь 17, 2014

Висячие сады Вавилона

Висячие сады Вавилона были одним из семи чудес древнего мира, и единственными чьё местоположение не определено точно.

 Висячие сады Вавилона

Как утверждается, они были построены в древнем Вавилоне возле современного города Хилла в провинции Бабиль, Ирак. Вавилонский жрец Берос, писавший около 290 г. до н.э. и которого позже цитировал Иосиф Флавий, отнёс Сады  к периоду правления ново-вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). В Вавилоне не сохранились рукописей, в которых бы упоминались сады, и не было найдено никаких археологических свидетельств.

Согласно одной из легенд, Навуходоносора II построил Висячие сады для своей мидийской жены королеве Амитис, так как тосковала по зелёным холмам и долинам родной земли. Он также построил великолепный дворец, который впоследствии стал известен как «The Marvel of the Mankind» (Чудо человечества).

Из-за отсутствия доказательств существование Висячих садов сочли чистой легендой, а описания, найденные у древнегреческих и римских писателей Страбона, Диодора Сицилийского и Курция Руфа, представляют лишь романтический образ восточного сада. Однако, если они действительно существовали, то были разрушены после первого века нашей эры.

Кроме того, возможно оригинальный сад был хорошо задокументирован, когда ассирийский царь Синаххериб (704-681 до н.э.) построил его в своей столице Ниневии на реке Тигр в районе современного города Мосул.

 

Древние тексты

В древних писаниях Висячие сады Вавилона впервые описаны Беросом, вавилонским жрецом Мардука, который писал приблизительно в 290 г. до н.э. Однако о содержании его книг известно только из цитат более поздних авторов (например, Иосифа Флавия). На сегодняшний день существует пять основных писателей (включая Бероса) описание о Вавилоне которых сохранилось в той или иной форме. Эти авторы коснулись вопросов размера Висячих садов, почему и как они были построены, а также как эти сады орошались.

Иосиф Флавий (прибл. 37 - 100 гг. н.э.) цитировал Бероса (писал прибл. в 290 г. до н.э.) когда описывал сады. Берос, описавший правление Навуходоносора II, стал единственным автором, упомянувшим этого царя в строительстве Висячих садов.

В этом дворце он установил очень высокие дорожки, которые поддерживались каменными колоннами и растениями назваными висячим раем, и заполнил его всеми вилами деревьев. Он воспроизвёл вид, точное подобие горной  страны. Он сделал это, чтобы доставить радость своей царице, так как она выросла в Меди и любила горы.

Висячие сады Вавилона, интерпретация 20-го века.

Висячие сады Вавилона, интерпретация 20-го века.

 

Диодор Сицилийский (активен прибл. в 60-30 гг. до н.э.) возможно повлиял на тексты начала 4 века до н.э. Ктесия Книдского описывающие Висячие сады:

Был также, рядом с акрополем, Висячий сад, как его еще принято называть, который построила не Семирамида, а позже сирийский царь, чтобы угодить одной из своих любовниц; ибо она, мол, была персидской расы и тосковала по лугам ее гор, попросила царя повторить, через искусство посадки сада, великолепный пейзаж Персии. Парк простирается на четыре плетрона с каждой стороны, и так как подход к саду имел наклон похожий на горный склон, а несколько частей сооружения восходили один за другим ярус за ярусом, общий вид напоминал театр. После постройки восходящих террас под ними были сооружены галереи, которые несли всю тяжесть посаженого сада и постепенно одна над другой восходили вдоль подхода; а на самую верхнюю галерею, высота которой была пятьдесят локтей, опиралась наивысшая поверхность парка, которую сделали на одном уровне с округлой зубчатой стеной города. Кроме того, стены, которые построили за большие деньги, были толщиной двадцать два фута, при этом проход между двумя стенами был шириной в десять футов. Крыша над балками имела первый слой тростника, уложенного на битум хорошо качества, сверху двух ярусов обожженного кирпича скреплённого цементом, а в качестве третьего слоя покрытие из свинца, для того чтобы влага из почвы не могла проникнуть ниже. На все это снова была насыпана земля на глубину, достаточную для корней крупнейших деревьев; когда земля выровнялась, были густо посажены разного рода деревья, которые в силу их больших размеров или очарования, могут доставить удовольствие созерцателю. А так как галереи выступали одна за другой, все получали свет, в них было много разного рода королевских комнат; была одна галерея, в которой находились проходы, ведущие от самого верха, и которые с помощью механизма снабжали сад водой. Он поднимал воду в большом количестве из реки, хотя никто снаружи не мог видеть, как это делается. Теперь этот парк, как я уже сказал, был поздним строительством.

Квинт Курций Руф упомянул в трудах Клитарха, историка Александра Великого жившего в 4 веке до н.э., когда написал свою собственную «Историю об Александре Великом»:

У вавилонцев также была крепость с окружностью в двадцать стадий. Фундамент его башен утопал  на тридцать футов в землю, а укрепления поднимались на высоту в восемьдесят футов на самой высокой точке. На её вершине находились висячие сады - чудо, воспетое в греческих легендах. Они столь же высоки, как и вершины стен и обязаны своим очарованием тени многих высоких деревьев. Колонны, поддерживающие всё здание, были построены из камня, и на их вершине находилась плоская поверхность из квадратных камней достаточно прочных, чтобы выдерживать толстый слой земли и воду, используемую для орошения сада. Сооружение было столь прочным, что выдерживало деревья шириной в  восемь локтей, а их высота достигала пятидесяти футов; они плодоносить так обильно, как будто росли в естественной среде. И хотя время с его постепенными процессами увядания столь же разрушительными к творениям природы столько и к человеку, даже в этом случае это сооружение останется неповрежденным, несмотря на давление множества корней деревьев и напряжения от поддержки веса столь огромного леса. Основания стен сада были толщиной в двадцать футов на одиннадцатифутовом промежутке, так, чтобы на расстоянии у каждого появлялось впечатление леса, нависающего над их родными горами. По преданию, это работа сирийского царя, который управлял из Вавилона. Сад он построил из любви к своей жене, которая тосковала по рощам и лесам в этой равнинной стране и уговорила мужа повторить красоту природы с помощью такого рода постройки.

Страбон описал Висячие сады в следующем отрывке, который, как полагали, основывается на утерянном описании Онесикрита с 4 века до н.э.:

Вавилон также расположен на равнине; а окружность его стены равняется трёмстам восьмидесяти пяти стадиям. Толщина его стены тридцать два фута; высота его между башнями - пятьдесят локтей; а башен шестьдесят локтей; проход на вершину стены таков, что колесницы запряжённые четвёркой лошадей могут легко проехать друг возле друга; и именно по этой причине этот висячий сад называют одним из семи чудес света. Сад имеет четырехугольную форму, и длина каждой стороны четыре плетра. Он состоит из арочных сводов, которые расположены, один за другим, на квадратных, кубоподобных основаниях. Квадратные основания, которые выгнуты, так глубоко застелены землей, что вмещают крупнейшие деревья; построен он из обожженного кирпича и горной смолы - от его оснований до сводов и арок. Восхождение на самые верхние террасы крыш производится по лестнице; вдоль этих лестниц были винты, с помощью которых вода постоянно проводилась из Евфрата в сад теми, кто был назначен для этой цели, дабы река, шириною в стадий, протекала через середину города; а сад был на берегу реки.

Филон Византийский - парадоксалист (писал в 4 - 5 веке н.э.), составивший список семи чудес древнего мира, который мы используем и на сегодняшний день и которому приписывают следующее описание:

В так называемых Висячих садах растения находятся над землёй и выращиваются в воздухе, с корнями деревьев выше (обычной) вспаханной земли, формируют крышу. Четыре каменные колонны располагаются внизу, так что всё пространство до резных колонн находится под (искусственной) землёй. Пальмовые деревья занимают место на вершине колонн параллельно друг другу, в виде (поперечных) балок, оставляя очень мало места между ними. Этот лес не гниет, в отличие от других; несмотря на высокую влажность и созданное давление он увеличивается и питает рост от корней, так как помещён в пустоты извне. Нагромождают глубокий почвенный слой и затем на него высаживают лиственные и, особенно, садовые деревья многих сортов, и все виды цветочных растений, словом всё, что наиболее радостно и приятно для наблюдателя. Это место культивируется, так как если бы это была (обычная) вспаханная земля, и рост новых побегов обрезают почти, так же как и на обычной земле. Эта (искусственная) вспаханная земля находится над головами тех, кто прогуляться вдоль колонн. Когда прогуливаешься по наивысшей площадке, земля на крыше остается твердой и неизменной как (обычном) месте с глубокой почвой. Акведуки содержат воду, которая бежит с более высоких мест; частично они позволяют течению бежать прямо вниз, а отчасти вверх, в обратном направлении, с помощью винта; путем механического давления, они выталкивают её снова и снова спиралями механизмов. Сливая воду в плотные большие цистерны, они орошают весь сад, питая корни деревьев по всей глубине, поддерживают высокую влажность пахотной земли, чтобы она была такой же, как на вечнозелёном луге, а листья деревьев на молодом подросте питаются росой и развеиваются от ветра.

 

Знания и дискуссии

Существуют некоторые противоречия по поду того были Висячие сады подлинным сооружением или поэтическим творением, в связи с нехваткой документов в вавилонских рукописях. Так же нет никакого упоминания о жене Навуходоносора Амитис (или о других жёнах), хотя политический брак с представительницами Мидии или Персии не был бы чем-то необычным. В своих историях Геродот, писавший о Вавилоне во времена наиболее близкие к периоду правления Навуходоносора II, не упоминал о Висячих садах.

На этой копии барельефа из Северного дворца Ашшурбанапала (669-631 гг. до н.э.) в Ниневии показан роскошный сад орошаемый акведу

На этой копии барельефа из Северного дворца Ашшурбанапала (669-631 гг. до н.э.) в Ниневии показан роскошный сад орошаемый акведуками.

 

На сегодняшний день в Вавилоне не было найдено никаких доказательств о существовании Висячих садов. Вполне возможно, что существуют доказательства ниже Евфрата, которые в настоящее время выкопать безопасно невозможно. Во времена Навуходоносора II река протекала восточнее от её нынешнего русла, а о западной части Вавилона известно немного. Роллингер предположил, что Берос отнес Сады к Навуходоносору II по политическим соображениям, а также что он заимствовал легенду из другой страны.

В последней теории предполагается, что Висячие сады фактически были построены ассирийским царем Синаххерибом (правил в 704 - 681 гг. до н.э.) для своего дворца в Ниневии. Стефани Далли утверждает, что в течение прошедших столетий две местности смешались, и обширные сады во дворце Синаххериба отнесли к Вавилону Навуходоносора II. Недавно обнаруженное доказательство включает в себя раскопки обширной системы акведуков, относящееся к Синаххерибу, которые как предлагает Далли, были частью 50-мильного (80-километрового) ряда каналов, дамб, акведуков, и использовались для доставки воды в Ниневию вместе с поднимающими воду винтами на верхние уровни сада. Далли основывает свои доводы на недавних достижениях в дешифровке современных аккадских надписей. Ее главные пункты приведены ниже:

  • Название «Вавилон», которое значит «Врата Богов» применялось к нескольким городам Месопотамии. Синаххериб переименован городские ворота Ниневии в честь богов, из чего можно предположить, что он хотел, чтобы его город считался «Вавилоном».
  • Только Иосиф Флавий называет Навуходоносора царём, который построил сады, и хотя Навуходоносор оставил множество надписей ни в одном из них не упоминается сад или инженерные работы. Диодор Сицилийский и Квинт Курций Руф упоминают «сирийского» царя.
  • В противоположность предыдущему Синаххериб оставил письменные описания, и также существуют археологические свидетельства строительства им системы водоснабжения. Его внук Ашшурбанапал изобразил зрелый сад на скульптурной стеновой панели в своем дворце.
  • Синаххериб назвал свой новый дворец и сад «чудо для всех народов». Он описывает изготовление и эксплуатацию винтов поднимающих воду в сад.
  • Описания классических авторов полностью соответствуют этим современным данным. До битвы при Гавгамелах в 331 до н.э. Александр Великий на четыре дня расположился возле акведука в Ерване. У историков, которые путешествовали с ним, было достаточно времени, чтобы исследовать невероятные технические сооружения, записывая их на греческом языке. Эти записи очевидцев не сохранились до нашего времени, но были процитированы позднее греческими писателями.

 

Висячие сады в Ниневии («другой Вавилон»)

Висячие сады царя Синаххериба считались Чудом света не только из-за их красоты, круглогодичный оазис пышной зелени посреди сухого летнего ландшафта, но также за удивительные достижения в постройке системы водоснабжения, которая сохраняла сад.

Иллюстрация мифических Висячих садов Вавилона, выполненная Мартеном ван Хемскерком (1498-1574), опубликована в 1572 году.

Иллюстрация мифических Висячих садов Вавилона, выполненная Мартеном ван Хемскерком (1498-1574), опубликована в 1572 году.

 

В Ассирии существовала традиция постройки царского сада. Царь Ашшур-нацир-апал II (883-859 гг. до н.э.) описал, что он сделал:

«Я выкопал канал от Большого Заба, преодолев горный пик, и назвал его Канал изобилия (Abundance Canal). Я поливал луга реки Тигр и близ него посадил сады со всеми видами плодовых деревьев. Я посадил семена и растения, которые нашел в странах, через которые прошел и в горах, которые пересёк: сосны разных видов, кипарисы и можжевельники различных видов, миндаль, финики, эбеновое дерево, палисандр, оливковое дерево, дуб, тамариск, грецкий орех, терпентинное дерево и ясень, ель (пихту), гранат, груши, айва, инжир, виноград.... Вода из канала льется сверху в сад; в саду наслаждений благоухание распространяется на аллеи, потоки воды столь же многочисленны, как и звезды небесного потока... Как белка я выбираю фрукты в саду услады...»

Синаххериб был единственным царём Месопотамии, который оставил записи его любви к жене, которые являются ключевой частью классической романтичной истории:

                        «И для Ташмету-шаррат женщины дворца, моей возлюбленной жены, чьи черты Владычица Богов сделала идеальными среди всех женщин, я построил дворец очарования, восхищения и отрады...»

Дворец Синаххериба по размерам был сопоставим с Виндзорским замком в Англии. Он в частности, упоминает массивные блоки известняка, которыми укрепляют оборонительные сооружения от наводнений. В середине XIX века Остин Генри Лэйард раскопал части дворца. Его план крепости показывает контуры, которые были бы совместимы с садом Синаххериба, но его точка зрения не подтвердилась. К сожалению, в последнее время эта территория использовалось в качестве военной базы, что затрудняет дальнейшее исследование.

На скульптурной стеновой панели Ашшурбанапала сад изображён в своей зрелости. В Британском музее находится одна оригинальная панель и рисунок другой, хотя ни одно из них не выставлено на всеобщее обозрение. На этих современных изображениях заметны несколько особенностей, упомянутых классическими авторами.

Орошение такого сада потребовало дополнительных поставок воды в Ниневии. Каналы растягивались в горы на расстоянии более 50 км. Синаххериб гордился оборудованием, которое использовал, и довольно подробно описывал его в своих надписях. Например:

В его надписи упоминаются автоматические ворота на истоке Бавиана (Кхнниса), но сказано как они работали:

                        «Ворота этого канала открываются без лопаты, и позволяет течь обильному потоку: его ворота открываются не руками рабочего человека, а по воле богов».

На Ерване был построен огромный акведук, пересекающий долину, из более 2 млн. тёсаных камней. Для него использовали каменные арки и водонепроницаемый цемент. На нем написано:

                        «Царь Синаххериб всемирный правитель Ассирии. Преодолев большие расстояния, я обратил водоток в окрестности Ниневии, объединив воды... Через крутые холмы я перекрыл акведук из белых известняковых камней, я создал поток этих вод над ним».

Он утверждает, что первым задействовал новую технологию литья вместо метода литья по точным восковым моделям для его монументальных (30 тонных) бронзовых литых изделий, а также описал создание его водных винтов (однако опять же не сказано как они работали):

                        «Принимая во внимание, тот факт, что в прежние времена короли мои предки создав бронзовые статуи, имитирующие настоящие формы, поставили их внутри храмов, но в своих методах работы они исчерпали всех мастеров, из-за отсутствия навыков и неспособности понять принципы, им требовалось столько масла, воска и сала для работы, что привело их к нехватке в их собственных странах - я Синаххериб, предводитель всех князей, осведомлённый во всех видах работы, взял много советов и глубоко размышлял о подобной работе... Я создал глиняные формы для цилиндров и винтов, словно божественный разум... Для того чтобы поднимать воду весь день, я сделал верёвки, бронзовые проволоки и бронзовые цепи. И вместо шадуфа я создал над резервуарами для воды цилиндры и винты из меди... Я поднял высоту окрестностей дворца, чтобы стать Чудом всех народов... Высокий сад подражает горе Аманус, я разбил сад рядом с ним, со всеми видами ароматических растений, плодовых деревьев, деревьями, которые обогащают не только горную страну, но и Халдею (Вавилонию), а также деревьями, которые имеют шерсть, посадил внутри его».

Синаххериб смог доставлять воду в свой сад на значительную высоту, потому что его источники были вблизи горных вершин. Затем он поднял воду ещё выше за счёт внедрения его новых водных винтов. Это означало, что он смог построить сад, который возвышался в небо с большими деревьями на вершине террас, потрясающий художественный эффект, что превзошел его предшественников и который оправдывает его заявление построить «Чудо всех народов».

 

(перевод статьи из английской википедии)



От: Artemenko A.,  






Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

125130.ru