АРИАДНА-125130 - исследования в области недвижимости и строительства
Опубликовано: Май 4, 2011

Снижение стоимости автоматического оборудования и улучшение технологичности выпускаемых изделий

   Важнейший путь снижения стоимости автоматического оборудования - стандартизация и унификация его деталей и узлов. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года указывается на необходимость широкого применения при создании новых машин, оборудования, аппаратуры и приборов стандартных, унифицированных узлов и деталей.

 Снижение стоимости автоматического оборудования и улучшение технологичности выпускаемых изделий

Стандартизация позволяет увеличить число однотипных деталей, организовать их выпуск на основе современной технологии и автоматизации производства. Она дает возможность повысить технологичность конструкций и этим также воздействовать на снижение стоимости деталей и узлов.

Компоновка из стандартных узлов является существенным фактором сокращения сроков проектирования и изготовления автоматических линий, которые обходятся дешевле, чем изготовленные из специальных оригинальных узлов. Так, изготовление агрегатных станков из стандартных, унифицированных узлов позволяет снизить трудоемкость их производства в 2,5 раза, себестоимость - в 1,5 и сроки подготовки производства - в 1,5 - 2 раза по сравнению со сроками освоения станков старыми методами.

Стандартизация и унификация при изготовлении технологического оборудования применяются совершенно недостаточно. Пока можно говорить только о небольшом числе видов металлорежущих станков - сверлильных, фрезерных, расточных, резьбонарезных и некоторых других, где применяется стандартизация.

Принципы стандартизации и агрегирования не распространены пока на сварочное, клепальное, кузнечно-прессовое, литейное, термическое оборудование. Набор стандартизованных деталей и узлов в станкостроении до сих пор недостаточен по номенклатуре и типоразмерам.

Стандартизация, унификация деталей и узлов позволяют получать экономию на всех стадиях создания автоматического оборудования. В процессе проектирования автоматического оборудования экономия возникает за счет сокращения сроков создания чертежей благодаря повышению производительности труда конструкторов.

На стадии изготовления автоматического оборудования применение стандартизации и унификации обеспечивает экономический эффект за счет повышения серийности производства деталей и изделий в результате организации поточного производства, применения групповых методов обработки, повышения технологической оснащенности производства и т.д. Производство узлов и деталей автоматических линий большими сериями обеспечивает их низкую себестоимость. Об этом свидетельствует опыт Минского завода автоматических линий им. П.М. Машерова по производству 20 линий механической обработки вкладышей подшипников. Автоматическая линия из второй половины серии стоила в среднем на 30 % дешевле линии из первой половины.

Несмотря на высокую экономическую эффективность, производственная унификация до сих пор не получила должного развития. Ее уровень в 2 - 3 раза ниже конструкторской. Это во многом объясняется невысокой серийностью изготовления деталей и узлов автоматического оборудования. Так, деталь по чертежам является стандартной, но в связи с небольшой потребностью в ней изготавливается как оригинальная и стоит так же дорого.

 Наибольшее количество оригинальных деталей и узлов применяется в транспортных и контрольных устройствах, гидро- и электрооборудовании автоматических линий

Наибольшее количество оригинальных деталей и узлов применяется в транспортных и контрольных устройствах, гидро- и электрооборудовании автоматических линий. Если в станочном оборудовании удельный вес оригинальных деталей составляет примерно 30 - 40 % общего количества деталей станков, то в транспортных и контрольных устройствах, гидро- и электрооборудовании - 70 - 80 %. Это приводит к тому, что стоимость; транспортных устройств, гидро- и электрооборудования, автоматических средств имеет непропорционально высокий удельный вес в стоимости автоматических линий. По данным Минстанкопрома, при отпускной цене автоматической линии ХШЛ-1, изготовленной Харьковским станкостроительным заводом им. Косиора, равной 419,2 тыс. руб., на долю транспортных и других устройств пришлось 164,6 тыс. руб. (или почти 40 % цены). При отпускной цене автоматической линии 6Л-33 шлифования вагонных осей, изготовленных тем же заводом, равной 735,2 тыс. руб., доля транспортных, перемещающих и вспомогательных устройств составила 478,0 тыс. руб. (или 65 % цены).

Автором проанализированы капитальные вложения в создание 120 автоматических линий, изготовленных в основном из оригинальных узлов на опытных заводах научно-исследовательских технологических институтов Минсельхозмаша (совместно с б .Мин жив машем). Стоимость этих линий - 12,4 млн. руб. Во многие линии включалось оборудование из неотработанных и не проверенных в работе узлов и механизмов, которые часто выходили из строя, вызывая простои и требуя дополнительных затрат на доделку, совершенствование или замену. Иногда эти затраты составляли довольно значительную часть стоимости автоматических линий.

По 39 линиям или каждой третьей из числа линий, упоминавшихся выше, были переделки в процессе отладки. Из стоимости отладки этих 39 линий в 2,1 млн. руб. половина была израсходована на переделки отдельных узлов и агрегатов.

Такие высокие затраты удорожают автоматизацию производства и ограничивают ее широкое внедрение. Через амортизационные отчисления они влияют на повышение себестоимости выпускаемой продукции, рост удельных капитальных вложений и другие экономические показатели. В экономической работе в области автоматизации показателю удельных капитальных затрат до сих пор уделяют недостаточное внимание. Обычно считают, что если срок окупаемости дополнительных капитальных вложений не выше нормативного, то вариант является эффективным. Однако применение срока окупаемости в расчетах сравнительной экономической эффективности само по себе означает, что вариант имеет повышенные по сравнению с базовым удельные капитальные затраты.

Нередко повышение удельных капитальных затрат приводит к неэффективности автоматизации, так как возросшие амортизационные отчисления "съедают" экономию от снижения расходов на заработную плату производственных рабочих.

Снижение капитальных затрат

 Для снижения или в крайнем случае сохранения на прежнем уровне удельных капитальных затрат и улучшения других качественных показателей выпуск на автоматических линиях должен возрастать в такой же (или большей) степени, как и стоимость автоматического оборудования.

  Для снижения или в крайнем случае сохранения на прежнем уровне удельных капитальных затрат и улучшения других качественных показателей выпуск на автоматических линиях должен возрастать в такой же (или большей) степени, как и стоимость автоматического оборудования. Это условие на практике не соблюдается. В машиностроении наблюдается систематическое повышение стоимости автоматических линий. Новые автоматические линии в большинстве случаев бывают дороже заменяемого ими оборудования, что отрицательно сказывается на показателях экономической эффективности. И только при весьма удачных технических решениях автоматизации высокая цена оборудования перекрывается результатами, получаемыми от высокой их производительности. Это бывает главным образом тогда, когда в новом оборудовании реализуются принципиально новые технические идеи.

Важнейшим средством повышения эффективности автоматизации и экономии капитальных вложений служит относительное удешевление нового автоматического оборудования, т.е. снижение его стоимости на единицу выпускаемой продукции. "Хотя машины, - писал К. Маркс, - с увеличением их размеров становятся абсолютно дороже, но относительно они дешевеют. Если пять рабочих производят товаров в десять раз больше, чем прежде, то вследствие этого затраты на основной капитал не удесятеряются; хотя стоимость этой части постоянного капитала возрастает с развитием производительной силы, но она возрастает далеко не в такой пропорции".

Однако в последние годы при создании новых автоматических линий и станков цены на них повышаются быстрее, чем растет их производительность. Так, металлорежущий станок в 1960 г. в среднем стоил 2,5 тыс. руб., а в 1983 г. - 11,6 тыс. руб., или в четыре с лишним раза дороже. Особенно высока стоимость станков с ЧПУ, в среднем около 53 тыс. руб..

Как пример удорожания оборудования (без роста его производительности) можно назвать рост стоимости токарных автоматов: 1А-240-8 - с 13,9 тыс. до 29,8 тыс. руб.; 1А-12-65м-6 - с 11,6 до 30,8; 1Б-90-8к - с 27,3 тыс. до 55 тыс. руб.; шлифовальных автоматов ЗБ-151 - с 4,6 тыс. до 11,6 тыс. руб. В ПО "Ростсельмаш" балансовая стоимость оборудования, установленного в период одиннадцатой пятилетки, в 2,5 раза выше стоимости оборудования, установленного в 60-е годы, при росте его производительности на 1,4 %.



От: Пятницкий А.,  






Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

125130.ru