Динамичность среды во многом обусловлена движением, вносимым растениями, водой. Очень активным средством формирования среды является цвет. Однако то, что, например, в живописи часто считается дисгармоничным (сочетание красного, оранжевого, желтого), в картине осеннего леса приобретает гармонию. Цвет в городской среде несет прежде всего не декоративную, а информационную функцию. В композиции пространства при размещении малых архитектурных форм или объектов ландшафтного дизайна важную роль играет освещение. Наиболее характерный фактор в ландшафтной среде — временной. Природно-архитектурной среде присущи постоянные изменения — ритмичные (сезонные), эволюционные, связанные с природными процессами и происходящие под воздействием социальных явлений.
Связь архитектуры и природы - озеро в парке г. Дюссельдорф, фото: osv @ 125130.ru
Специфично восприятие объектов ландшафтного дизайна. Архитектура поверхности земли (архитектурный партер) предстает в различном качестве в зависимости от динамики и уровня восприятия— пешеходного, из движущегося транспорта и окон зданий, с плоских кровель, С верхних уровней воспринимается общее решение. С уровня глаз человека на первый план выступают детали.
В детальном ландшафтном проектировании предметной среды под открытым небом возможен и необходим поиск новых композиционных закономерностей. Авторам представляется, что к задачам ландшафтного дизайна наиболее близка архитектурная бионика. Мысль проанализировать вопросы архитектурной бионики в приложении к ландшафтному дизайну была подсказана исследованиями архитектора Ю. Лебедева 25. Творческая интерпретация природных форм, научные основы которой разрабатывает архитектурная бионика, может дать толчок к новому формообразованию в ландшафтном дизайне.
Главное же, что объединяет оба этих направления, — восстановление и закрепление на новом современном уровне присущих непосредственно архитектуре и имеющих глубокие исторические корни связей ее с живой природой.
Что привлекает архитекторов-биоников в природных формах? Это прежде всего ярко выраженная физическая легкость при большой нагрузке; пластичность — упругие и легкие изгибы сплошных и широких поверхностей, подобные выполненным из железобетона или пластмасс оболочкам-скорлупам; динамичность.
Архитектурная практика свидетельствует чаще всего об ассоциативном, умозрительном подходе к природному в форме сооружений, Ресторан-цветок в Приморском парке Баку, гигантская раковина велотрека в Крылатском, лепестки трансформирующихся покрытий бассейнов в Киеве и Париже — эти примеры можно дополнить примерами бионических форм и в малой архитектуре.
По словам американского архитектора Г. Экбо, в одной руке у ландшафтного архитектора живые растения, в другой — искусственные материалы. Это высказывание расшифровывает двуединство формообразования в ландшафтной архитектуре, всеобщую взаимосвязь естественного и искусственного.
озеро в парке г. Дюссельдорф, фото: osv @ 125130.ru
Ландшафтные дизайнеры должны не просто осваивать внешние стороны созданного природой, а выявлять качественные связи между законами формообразования в живой природе и архитектуре. Помимо новых композиционных возможностей, это дает толчок к поискам рациональных конструкций, эффективных строительных материалов. На примере живой природы следует не только постигать эти конструкции и формы, но изучать также колористические закономерности.
UP |
|
125130.ru |