АРИАДНА-125130 - исследования в области недвижимости и строительства
Опубликовано: Май 30, 2010

Гармонизируя пространство (ланшафтный дизайн)

Исследование закономерностей формообразования в живой природе ведет к расширению нашего понимания законов гармонии и дает в руки архитекторов сильные эстетические средства. Это относится как к формообразованию отдельных элементов, так и к ландшафтному окружению (естественному или преобразованному, даже урбанизированному), для которого они создаются.

Гармонизируя пространство (ланшафтный дизайн)

фото:  © 125130.ru

К объектам, в которых особенно заметно выступает их взаимосвязь со средой — контраст, нейтральность или подчинение, относятся малые архитектурные формы и скульптура в пленэре. С эстетической и этической точек зрения чрезмерная натуральность декоративных форм противоречит природному окружению. Это проявляется у человека реакцией отторжения. И если в отрыве от ландшафта в интерьере в какой-то мере приемлема реалистичная анималистическая малая пластика или абажур в форме цветка, то в естественной обстановке необходима определенная условность, художественно опосредованная трактовка природных форм в объектах ландшафтного дизайна. Красота их вовсе не в том, что они очень похожи на действительные растения и животные, а в их стилизованном собирательном художественном образе, позволяющем каждому персонализировать, додумать произведение по-своему.

К сожалению, в действительности нередко встречаются примеры прямого копирования природы — натуральные по размерам, форме, окраске скульптуры животных или парковые светильники, дословно повторяющие форму цветка. В книге приводятся и противоположные примеры: цветок — парковый светильник—прямая подделка под природу и примеры опосредованной передачи природного в объектах городского дизайна: игровое оборудование в виде лиан или бионических структур для лазания; уличные фонари, очень отдаленно напоминающие какие-то деревья или растения.

Бионические мотивы


   Безусловно, не всякий объект можно строго отнести к одной из названных групп. Так, вполне допустимо устройство игровых ситуаций и сооружений в форме естественного рельефа, хотя это и копирование природы. Бионические мотивы в урбанизированной и природной среде, бионические формы в городском и ландшафтном дизайне, ландшафтной архитектуре нас интересовали в качестве выражения их синтеза, связи архитектуры и природы. Природное начало прослеживается не только в произведениях архитекторов, но и некоторых скульпторов, особенно работающих в пленэре. Известны абстрактные флористические композиции (мобили) А. Колдера, анималистические (из камня и металла) — Б. Хромы и др.

Авторы уверены, что проблему синтеза искусств можно обогатить природным, ландшафтным подходом в формировании предметного мира. В этом плане именно ландшафтный дизайнер и ландшафтный архитектор могут внести посильный вклад в синтез искусств для гармонизации окружающей человека среды. Опыт показывает, что универсальность приемов геопластики и декоративных покрытий позволяет решать функциональные и декоративные задачи. Так, новое понятие наземная суперграфика появилось с использованием в архитектуре поверхности земли различных материалов, активным введением цвета, выявлением новых возможностей фактуры материала и масштаба элементов мощения, а также в связи с прямым перенесением приемов суперграфики на плоскость покрытия.

Таким образом, возникший на стыке нескольких искусств ландшафтный дизайн закономерно объединяет многие принципы, характерные для каждого из них. Одновременно природные материалы, которыми оперирует ландшафтный дизайн, выделяют его как самостоятельную область, имеющую особые приемы, свои методику проектирования и круг объектов. Однако содружество на ландшафтной основе архитектуры и дизайна таит большие не реализованные и в какой-то мере не осознанные возможности. Богатым источником развития методов детального ландшафтного проектирования безусловно станет и то новое, что вносится в теорию и практику среды современным дизайном. Дизайнеры, работающие под открытым небом, должны параллельно изучать ландшафтную специфику среды, учитывать существование двух экстремальных творческих ситуаций — привнесение природных элементов в крайне урбанизированную среду и искусственных деталей — в природный ландшафт. Следует также дифференцировать два объекта творчества: архитектурно-ландшафтные детали, неотделимые от сооружения, и детали поверхности земли, являющие собой своеобразный предметный мир открытых пространств — граничной области деятельности архитектора, ландшафтного архитектора и дизайнера.

Сказанное дает основание поднять вопрос о введении курса Ландшафтное проектирование в учебные планы подготовки не только архитекторов, но и дизайнеров, скульпторов, художников-монументалистов, которые должны владеть специфическими архитектурно-ландшафтными методами пространственной организации предметной среды.



От: Пятницкий А.,  






Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

125130.ru