Существенным композиционным акцентом дворового пространства правомерно становятся детские игровые комплексы. Среда, в которой живут дети,— один из основных факторов воспитания. Отличаясь от предметной среды взрослых, она должна быть продуманной с функциональной и художественной точек зрения. Говоря о типологии детских игровых комплексов и особенностях их решения в жилой среде, нельзя не согласиться с А. Поповым, что скучная, однообразная, безликая жизненная среда служит одной из предпосылок появления у детей дурных наклонностей. Переживаниями авантюризма они стремятся заменить отсутствие положительных эмоций. Психологами установлено, что низкий уровень развития обусловлен ограниченностью восприятий и впечатлений в детском возрасте. Детям свойственна творческая активность, которая с возрастом гаснет, и поэтому ее необходимо поощрять, Для развития ребенка нужны условия, в которых он мог бы двигаться, развивать чувство ориентации в пространстве, вестибулярный аппарат, познавать мир.
Авторы глубоко убеждены, что в формировании гармоничной игровой среды, в которой закладываются основные черты человеческой личности, ведущую роль должны играть природные факторы. Однако ограничиться беспредметной концепцией игровой среды, разумеется, нельзя, так же как исключить влияние и присутствие воспитателей и предоставить детей самим себе, хотя, активно взаимодействуя с окружением, дети предпочитают создавать собственный мир, а не получать его готовым. В этом архитекторы и дизайнеры должны им лишь помочь. Задача организации детского игрового комплекса неоднозначна, вот почему так разноречивы поиски в этой области.
Возможности ландшафтного дизайна гораздо шире, чем у стандартного игрового оборудования, тиражируемого в огромном количестве. В то же время средствами ландшафтного дизайна можно воспитать в детях смелость, выносливость, развить их мышцы и вестибулярный аппарат, так же, как это помогают делать качели, карусели, турники.
Металлическая горка
Сравним для примера популярную металлическую горку для съезжания с приспособленным для тех же целей рельефом, Пластикой земли можно создать многочисленные вариации игры — сделать не одну, а несколько разных по уклону горок, различные варианты подъема на них (пандус, лестница, скобы, закрепленные на отвесной стенке, подъем по пням), добавить тоннели и ходы для пролезания, устроить укрытия — пещеры, видовые площадки, оформить часть такой ландшафтной скульптуры наподобие крепости со стилизованными земляными укреплениями, башнями. Фантазия ребенка превратит небольшой холмик во дворе в сказочный мир—достаточно только чуть подтолкнуть ее, намекнуть на возможность определенного использования для игры, не забывая при этом о художественной, эстетически прочувствованной подаче идеи.
Огромным успехом у детей в летнее время пользуются забавы с водой. Плескательные бассейны, фигурные души, питьевые фонтанчики все чаще встречаются в оборудовании игровых комплексов, участков детских садов и школ. Чтобы сделать наиболее эффективным контакт детей с природой, можно те же водные устройства выполнить в природных мотивах, с применением гальки, валунов, растений. Не прямоугольные формы бетонных бассейнов, а свободные очертания водоема, использование перепадов рельефа для создания небольших каскадов, каналов для корабликов с простейшими мостиками или переходами по живописно проложенным камням — вот далеко не все приемы ландшафтного дизайна водных игровых объектов для детей, которые в значительной степени обогащают и разнообразят среду на жилых территориях.
Выше уже упоминалось о парковковой скульптуре, особенно анималистической, которую можно рассматривать и как игровое устройство.
Следует добавить, что красочные полузвери-полуконструкции, имеющие истоки в народных фольклорных образах, будят фантазию ребенка и активно способствуют решению проблемы защиты флоры и фауны. В связи с этим на детских площадках могут использоваться художественно выполненные кормушки и поилки для животных — деревянные, каменные, керамические, одновременно и функциональные, и декоративные.
Не менее увлекателен и близок детям мир растений. Устройства для лазания, качания выполняются не только в виде сложных технических конструкций. Этим целям может служить ствол засохшего дерева с хижиной из прутьев наверху, переплетения пеньковых канатов, разновысокие композиции из обрубков дерева и пней, по которым дети прыгают, карабкаются, пролезают, подтягиваются, раскачиваются, развивая силу и ловкость.
Необходимый элемент воспитания — привлечение детей к труду на воздухе, к выращиванию растений. На школьных участках устраиваются уголки юного натуралиста, закладываются фруктовые сады, дети учатся составлять композиции из растений, ухаживают за цветниками. Такие уголки можно создавать и в детских игровых комплексах (или на нередко пустующих междворовых территориях) как средство воспитания любви к природе.
Таким образом, ансамбль детских игровых площадок, решенный приемами ландшафтного дизайна, может стать ярким композиционным акцентом жилого двора или микрорайонного сада и придать жилой среде индивидуальность.
Благоустройство участка, непосредственно примыкающего к дому (так называемой придомовой полосы), во многом способствует созданию комфорта. Это наиболее типичный для жилых территорий объект, своего рода переходное звено от интерьера квартиры к внешнему пространству.
Художественное решение зеленого обрамления
Художественное решение зеленого обрамления входа в здание помогает выявить достоинства архитектуры фасадов, а в ряде случаев замаскировать ее изъяны.
Как правило, придомовая полоса насыщена инженерными коммуникациями. Ширина ее часто определяется не эстетическими соображениями, а требованиями оптимальной раскладки водо- и газопроводов, канализации, электрокабеля и других сетей между фасадом здания и автодорогой или тротуаром. Поскольку условия подключения жилых зданий к коммуникациям различны, эта ширина колеблется от 3 до 12 м. Она зависит от принятой системы проездов. При большой ширине полосы увеличиваются возможности ее использования и диапазон приемов оформления. На узкой полосе чаще ограничиваются устройством газона и вьющимися кустарниками.
В настоящее время для застройки новых жилых районов характерны протяженные многоквартирные дома с балконами или лоджиями, нередко начинающимися с первого этажа. При южной, восточной и юго-восточной ориентации и ширине придомовой полосы не менее 5—6 м ее можно использовать для устройства зеленого этажа — небольших приквартирных садиков. Простейшее мощение, небольшой цветник, газон, выносная мебель — этими приемами еще не исчерпывается оформление уголка отдыха под окнами жилого дома. Могут создаваться и насыпные террасы с подпорными стенками, которые отделяют приквартирный садик от проезда, а также декоративные стенки, разделяющие садики друг от друга, В Финляндии, Англии, Швеции, прибалтийских республиках такие садики традиционны для коттеджной застройки, когда при большой затесненности в городе выделяются очень маленькие участки у домов, а дворы практически отсутствуют. Есть примеры аналогичных решений и при многоэтажной застройке (Югославия, Польша, ГДР, Куба).
см. ещё: Жилые территории - Ландшафтное проектирование жилой среды
UP |
|
125130.ru |