3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
Созданию ПСМО должна предшествовать организационная работа по проектированию их состава и порядка функционирования, а также развития. Организационное проектирование должно основываться на официальных нормативнометодических документах. В процессе проектирования необходимо выявить особенности строительства крупных промышленных объектов, вытекающие из структуры работ и условий осуществления строительства, и учесть их при разработке вариантов организации управления строительством и при техникоэкономическом обосновании наиболее эффективного варианта. При этом также необходимо руководствоваться нормативноинструктивными материалами и методическими рекомендациями, разработанными различными ведомствами на базе обобщения передового опыта.
Создание ПСМО наиболее целесообразно осуществлять в три этапа: подготовительный (организационный); разработки ТЭО и рабочего проекта создания ПСМО; реализации проекта.
В подготовительный период издается приказ о начале работы по созданию объединений. При создании нескольких объединений к приказу прикладывается целевая программа или подробный календарный график с указанием этапов работы, сроков их выполнения и ответственных лиц. В этот период готовится информационная база о состоянии и достигнутом уровне развития организационной структуры (или ряда структур), а также подготавливается инструктивная и методическая литература по вопросам создания ПСМО.
На втором (основном) этапе осуществляется критический анализ обследуемой организационной структуры управления с выявлением положительных и отрицательных ее элементов. На основании анализа принимается окончательное решение о необходимости совершенствования организационной формы управления. В нем разрабатывается ТЭО, в котором аргументируется социальноэкономическая целесообразность, производственная необходимость и возможность создания ПСМО. ТЭО включает описание и анализ сложившейся структуры управления строительством, схему предполагаемых вариантов организационной структуры ПСМО.
На основе утвержденного ТЭО разрабатывается рабочий проект ПСМО. Он включает обоснование схем организационной структуры (производственной структуры и структуры аппарата управления) и комплекс административноправовых, технологических и информационных связей, реализуемых в процессе управления.
Рабочий проект ПСМО должен состоять из четырех разделов, включающих основные положения, производственную структуру, структуру аппарата управления, организационнорегламентирующие документы и методические материалы.
В разделе «'Основные положения» отражаются цели и задачи ПСМО и его подразделений; перечень, дислокация, тип и производственная мощность строительно-монтажных организаций, промышленных, вспомогательных обслуживающих предприятий и хозяйств строительной индустрии, действующих на территории деятельности проектируемого ПСМО, независимо от ведомственнойпринадлежности; уточненный расчет экономической эффективности предполагаемого варианта организационной структуры ПСМО, а также порядок и содержание основных этапов формирования (реорганизации) ПСМО.
Раздел «Производственная структура» включает схемы производственной структуры ПСМО и его подразделений; описание подразделений и аппарата управления: с обозначением на крупномасштабной карте их дислокации, территории деятельности объединения и его производственных единиц; данные о производственной мощности подразделений, виде и уровне их специализации, а также основной номенклатуре продукции (для промышленных предприятий); показатели хозяйственной самостоятельности и уровень централизации управления вспомогательными и обслуживающими производствами и хозяйствами, описание внутренних и внешних произ, водственнохозяйственных связей.
В раздел «Структура аппарата управления» включаются определение рационального уровня централизации функций в аппарате управления объединением; разработка и обоснование структурных звеньев (функциональных подразделений) аппарата управления объединением и аппарата управления производственными единицами; схемы линейных, линейнофункциональных, функциональных и программноцелевых блоков и связей между структурными подразделениями и должностными лицами аппарата управления; регламентация прав и ответственности по всем структурным подразделениям и уровням управления; описание информационного и технического обеспечения процессов управления; комплекты технологических карт и программ с описанием основных процедур сбора и обработки информации, подготовки, принятия и реализации управленческих решений, а также штатное расписание.
Раздел «Организационнорегламентирующие документы и методические материалы» содержит положения о производственных подразделениях ПСМО и функциональных отделах центрального аппарата производственных единиц, функциональных и программноцелевых блоков управления, а также должностные инструкции; рекомендации и методические материалы по подготовке' и переподготовке кадров управления; планы и описание организации работ на стадии внедрения проекта формирования (реорганизации) ПСМО.
Контроль за разработкой проектов ПСМО, как правило, возлагается на несущего ответственность в соответствии с распределением обязанностей) за уровень
совершенства системы управления в целом — заместителя министра. Ответственность за разработку проектов ПСМО следует поручать главным плановоэкономическим управлениям министерства, которые обязаны привлекать к решению специальных вопросов другие управления и отделы в соответствии с их компетенцией. В аппаратах министерств и других крупных ведомствах имеется опыт создания специальных служб (групп) по разработке и внедрению организационных мероприятий и созданию ПСМО с привлечением к этой работе специалистов оргтехстроев и центров НОТ.
Проектирование организационных форм и формирование ПСМО является весьма сложной, трудоемкой и творческой работой. Ее выполнение требует высокой квалификации исполнителей. Поэтому целесообразно для решения наиболее сложных задач привлекать, учебные и научно-исследовательские институты.
Так как проекты создания ПСМО являются одним из основных элементов генеральной схемы управления, их разработку можно поручать тем же подразделениям и организациям, которые осуществляли разработку генеральных схем.
ПСМО целесообразно создавать на базе крупных строительных комбинатов, трестов и территориальных управлений. Эти подразделения в своем большинстве обладают многими чертами, присущими объединениям.
UP |
|
125130.ru |