ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЕМ
Основным элементом системы управления ПСМО является его организационная структура. Она состоит из двух органически взаимосвязанных частей (подсистем) — производственной и управленческой (аппарат управления). Каждая из них находится под влиянием специфической группы факторов (помимо воздействия общих факторов). Ввиду определенной сложности внутренней структуры подсистем каждая из них является специальным объектом исследования и проектирования, но совершенствование одной из составных частей без учета ее взаимодействия с другой приводит к несоблюдению одного из основных принципов их построения —оптимальной соотносительности. При этом нарушается системный и комплексный подход к поиску рационального варианта структуры управления и, следовательно, не обеспечивается целостность и достоверность в функционировании системы.
Структура аппарата ПСМО характеризуется номенклатурой функциональных подразделений* и отдельных должностей, а также установленным порядком их взаимодействия. Она формируется в соответствии с характером, условиями и задачами его производственнохозяйственной деятельности, которые определяются положением о производственном строительно-монтажном объединении и разработанном на его основе уставом. Работа аппарата управления строится на социалистических принципах управления производством — демократическом централизме, единстве политического и хозяйственного руководства, единоначалии, плановом ведении хозяйства и др.
Эффективность работы аппарата управления зависит от многих организационнотехнических, экономических, психологических и других факторов. Для обеспечения эффективной работы необходимо выбрать рациональную структуру аппарата управления; обеспечить рациональную расстановку кадров; автоматизацию и механизацию труда, научно организовать труд на рабочих местах и устранить потери рабочего времени, постоянно повышать квалификацию работников; создать нормальный психологический климат в коллективах и пр.
В проектируемой структуре аппарата должно предусматриваться рациональное количество уровней управления, сокращение числа звеньев, не участвующих непосредственно в управлении производством, соблюдение норм управляемости каждого звена управляющей системы, обеспечивающее организационную гибкость, оперативность и надежность управления.
Кроме того, в структуре аппарата управления должно быть проведено научно обоснованное разделение и кооперация труда, обусловливающие устойчивые связи внутри структурных подразделений и между ними, а также централизацию управленческих работ.
При этом необходимо провести четкое разграничение:
Функциональное подразделение аппарата управления — это организационно обособленная его часть, которая выполняет одну или несколько однородных функций управления и вытекающих из них обязанностей между службами аппарата управления и отдельными исполнителями, а также создать условия для широкого использования в управлении оргтехники, экономикоматематических методов и ЭВМ.
Аппарат управления ПСМО должен обеспечивать надежное управление всей деятельностью объединения, при этом должна быть обеспечена гибкость и мобильность в перестройке структуры управления в соответствии с изменением программы и условий строительства и оптимальность в решении конкретных задач управления.
Затраты на содержание аппарата управления при наибольшей производительности управленческого труда не должны превышать установленных нормативов, однако в них должны быть предусмотрены стимулы для достижения промежуточных и конечных результатов, а также санкции за допущение серьезных производственных недостатков.
При нормировании труда работников аппарата управления ПСМО могут быть применены укрупненные нормативы численности, предложенные НИИ труда Госкомтруда СССР. Сущность нормативного подхода заключается в расчленении процесса управления на ряд самостоятельных, но взаимосвязанных функций, выявлении факторов, влияющих на трудоемкость выполнения каждой функции управления, нахождении математических зависимостей численности исполнителей функций от производственных факторов, построении организационной структуры аппарата управления на основе функционального разделения и кооперации управленческого труда. Трудоемкость выполнения различных функций управления зависит от различных факторов, которые в процессе проектирования выявляются и количественно оцениваются.
Разработка перечня функций с необходимой степенью их детализации выполняется с учетом предложений, содержащихся в ряде следующих организационнонормативных документов: Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, Положение о производственном объединении (комбинате), Общее положение о правах и обязанностях основных структурных подразделений строительно-монтажных организаций, Положение о всесоюзном строительно-монтажном объединении, Положение о производственном строительно-монтажном объединении и др.
UP |
|
125130.ru |