АРИАДНА-125130 - исследования в области недвижимости и строительства
Опубликовано: Июнь 2, 2011

Ревизия заработной платы

    Ревизию заработной платы необходимо начинать с проверки обоснованности и реальности установленных плановых заданий по труду и заработной плате. Планом по труду и заработной плате определяются следующие основные показатели: рост производительности труда, общий фонд заработной платы или норматив заработной платы на 1 руб. строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

Для РСО, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли по заработной плате, устанавливается норматив фонда заработной платы (по видам деятельности), а для РСО, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, единый фонд оплаты труда, который формируется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда развития производства, науки и техники и фонда социального развития.

Показатель производительности труда в РСО определяется в виде денежной выработки строительной и ремонтно-строительной продукции на одного работника, занятого на ремонтно-строительных работах и подсобных производствах, а задание по росту производительности труда устанавливается в процентах к достигнутому уровню (базисному периоду) и в абсолютных показателях.

Поскольку в РСО показатель производительности труда в значительной степени зависит от характера выполняемых работ (большая или меньшая материалоемкость), то при проверке обоснованности задания по производительности труда - в целом по РСО и по отдельным участкам - необходимо учитывать изменения общего объема работ и видов работ по материалоемкости.

В целях повышения производительности труда в РСО разрабатываются оргтехмероприятия. При ревизии необходимо проверить, полностью ли учтены эти мероприятия в планируемом уровне производительности.

Поскольку показатель производительности труда рассчитывается исходя из объема СМР и РСР и среднесписочной численности, то проверка планирования показателя сводится к проверке планового расчета среднесписочной численности. Порядок проверки планирования объемов работ рассмотрен выше.

Проверку плановой численности и планового фонда заработной платы следует проводить по категориям работников (рабочие и остальные работники РСО) и структурным подразделениям (основное производство, подсобное производство, непроизводственная сфера).

Плановую численность и плановый фонд заработной платы рабочих по основному и подсобному производству определяют исходя из производственной программы и производственных нормативов.

При этом численность и фонд заработной платы определяют прямым счетом, исходя из трудоемкости каждого вида работ и затрат заработной платы на единицу работ в соответствии с производственными нормативами.

При ревизии необходимо проверить, вносятся ли ежегодно в нормативы по трудоемкости и заработной плате на единицу работ изменения, вытекающие из мероприятий по повышению производительности труда в части снижения трудоемкости, уменьшены ли исчисленные трудозатраты по нормативам на планируемый объем работ с учетом перевыполнения норм выработки и мероприятий по повышению производительности труда. По плановой численности и фонду заработной платы, так же как по производительности труда, необходимо учитывать изменения структуры и видов выполненных работ.

Плановый фонд заработной платы ИТР и служащих РСО определяется на основе утвержденной штатной численности, должностных окладов и доплат к ним.

При проверке обоснованности планируемого фонда заработной платы можно применять следующий прием: к прошлогоднему фактическому фонду заработной платы, который уменьшается на установленную сумму непроизводительных выплат (оплата за брак, за сверхурочные и т. д.) плюсуется фонд заработной платы на рост программы работ, минусуется экономия фонда заработной платы за счет роста производительности труда и плюсуется дополнительный фонд заработной платы. Такой расчет будет достаточно точен, если в планируемом периоде у РСО существенно не меняются структура и виды выполняемых СМР и РСР.

В случае наличия смет по объектам строительства и ремонта перед началом планируемого периода может быть применен прием обсчета планового фонда заработной платы согласно данным смет.

Проверка обоснованности планового фонда заработной платы производится следующим образом: по сметам выбирают сумму заработной платы и определяют ее удельный вес отдельно по объектам капитального строительства и капитального ремонта; к расчетному удельному весу заработной платы по сметам добавляются 4-5% на дополнительную заработную плату; от планового объема раздельно по капитальному строительству и капитальному ремонту согласно указанным удельным весам рассчитывают фонд заработной платы; сравнивают фонд заработной платы с плановым. Если рассчитанный фонд заработной платы окажется ниже заложенного по плану, то разницу следует считать резервом в плановом фонде заработной платы.

Выявлению фактов неправильного определения планового фонда заработной платы и других показателей по труду способствует экономический анализ этих показателей за ряд предшествующих отчетных периодов, выполняемый в период подготовки к ревизии и в процессе ее осуществления с привлечением специалистов. При обнаружении в ходе анализа значительной и постоянной экономии фонда заработной платы, высоких темпов роста производительности труда по сравнению с планом есть основания для постановки вопроса о нереальном планировании.

По всем показателям по труду и заработной плате необходимо проверить обоснованность их изменения по установленным срокам и комплексности.

При ревизии заработной платы в РСО наряду с данными по планированию основных показателей по труду используются данные отделов кадров по оформлению личного состава, данные табельного учета, расчетные и платежные ведомости, расходные и приходные ордера, реестры (книга) выданной депонированной заработной платы, справки о начисленной и причитающейся заработной плате, предоставляемые в учреждения банка, разработочная таблица 2 по распределению заработной платы, ведомости № 7 и 8, журналы-ордера № 1-е, 2-е, 8, 10-е, Главная книга и ф. № 3-т «Отчет о выполнении плана по труду в строительстве» и другие отчетные формы.

Достоверность отчетных данных при ревизии

Достоверность отчетных данных при ревизии в первую очередь проверяется по показателям заработной платы и производительности труда. По данным отчетности определяют, в каком состоянии находится расходование фонда заработной платы за ревизуемый период в целом (наличие экономии или перерасхода), а также на отдельные отчетные даты (квартал, месяц). Кроме того, уточняют уровень выполнения (или недовыполнения) плана по росту производительности труда в целом по РСО и отдельным производственным участкам.

Достоверность отчета по производительности труда определяется на основе результатов ревизии отчетных данных о выполненном объеме работ собственными силами и проверки правильности подсчета среднесписочной численности работников в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения отчетных форм по труду. Правильность отражения в отчетности среднесписочной численности работников определяется по данным табельного учета и, как правило, выборочно.

Чтобы проверить достоверность данных отчетности о фактически израсходованном фонде заработной платы, необходимо первоначально сопоставить данные отчетности по расходованию фонда заработной платы, данные справки по заработной плате, представляемой в учреждение банка, и данные синтетического учета по заработной плате. В случае расхождения данных по этим документам выясняются размер искажения и влияние его на соотношение планового и фактического фондов заработной платы.

Кроме того, необходимо определить по результатам ревизии ввода объектов и объема работ, какой размер заработной платы выдан на завышенный объем работ, а также по нетитульным объектам, не обеспеченным проектно-сметной документацией и не включенным в план СМР и РСР, так как заработная плата по этим объектам учреждениями банка не выдается.

При сверке данных учета свода по заработной плате по синтетическому счету 70 «Расчеты по оплате труда» может быть обнаружено расхождение между данными отчетности, справки по заработной плате, представляемой в банк, и данными оборотов и сальдо по счету. По выяснению причин этих расхождений вскрытые факты отражаются в акте ревизии. Расхождения могут иметь место как в сторону занижения фактического расхода фонда заработной платы, так и в сторону завышения в зависимости от состояния расходования заработной платы за проверяемый отчетный период. При этом также имеют место факты искусственного регулирования фактически начисленной заработной платы путем невключения части заработной платы по нарядам в отчетный период, когда они фактически выполнялись. Такие факты выявляют путем проверки первичных документов по заработной плате по времени фактического проведения работ.

При проверке расходования фонда заработной платы ИТР и служащих необходимо иметь в виду, что РСО сама разрабатывает структуру и штаты организации, оклады устанавливает в соответствии со схемой должностных окладов в пределах планового фонда заработной платы.

Проверка соблюдения штатной дисциплины и экономической целесообразности существующей структуры управления РСО производится в соответствии с действующей инструкцией по этому вопросу Министерства финансов СССР.

Ревизию начисления, удержаний и выплаты заработной платы необходимо проводить по трем основным направлениям:

вскрытие возможных фактов хищений денежных средств по заработной плате;

проверка правильности и законности проводимых начислений, удержаний и выплат;

выявление путей снижения затрат по заработной плате и совершенствования системы оплаты труда.

Одним из основных методов хищения денежных средств по заработной плате является хищение через подставных лиц, осуществляемое в разных вариантах: включение в расчетную или платежную ведомость лиц, не работающих в данной РСО; включение в наряды и другие первичные документы но заработной плате вымышленных лиц («мертвые души»); фиктивное зачисление лиц, не производивших никаких работ в данной организации. Особое внимание необходимо обратить на временных рабочих и временные бригады рабочих, которые в настоящее время широко привлекаются для работы в РСО.

В одной из РСО ревизующий обратил внимание, что один из прорабов систематически получает заработную плату по доверенности за отдельных временных рабочих своего участка. При проведении проверки в отделе кадров ревизующему подтвердили, что данные лица действительно зачислены в организацию и доверенности были заверены отделом кадров РСО. При встречной проверке по месту жительства этих лиц последние дали объяснения, что в РСО не работали, а дали прорабу свои документы (паспорт и заявление о приеме на работу в РСО) по его личной просьбе. Кроме того, при проверке данных лиц по постоянному месту работы выяснилось, что указанные лица были заняты на постоянном месте работы и не могли выполнять работу в РСО. В качестве подставных лиц в ряде случаев зачисляют родственников работников РСО.

При ревизии отдельных РСО вскрываются факты злоупотреблений должностных лиц РСО (прорабов, мастеров), выражающиеся в приписке объемов работ по нарядам постоянным рабочим, последние при получении заработной платы часть ее передают должностным лицам.

Имеют место факты хищения денежных средств по заработной плате путем дописки фиктивных лиц по платежным и расчетным ведомостям с учинением фиктивных росписей за них» путем начисления заработной платы отдельным лицам в большем размере, чем значится по первичным документам на заработную плату (по нарядам); путем начисления заработной платы на лиц, уволенных или неработающих (в отпуске), с учинением фиктивных росписей за этих лиц.

Действенными методами вскрытия фактов хищений по заработной плате являются широкое проведение встречных проверок (с отделом кадров ревизуемого РСО, по месту основной работы работника, по месту жительства, по адресному бюро и др.), получение объяснений, логический анализ (невозможность выполнения указанных в наряде работ по объему, срокам, времени)., а также некоторые приемы криминалистического изучения документов (схожесть росписей и др.).

Источниками хищений денежных средств по заработной плате через подставных лиц и другими методами являются приписки объемов работ и завышение их стоимости. Поэтому необходимо отметить, что при вскрытии фактов приписок объемов работ задачей ревизоров является выяснение последствий приписок, т. с. не являются ли приписки источником дальнейших нарушений и злоупотреблений.

Условием, способствующим фактам злоупотреблений, является то, что выдача заработной платы в отдельных РСО, где были злоупотребления, производилась работниками, связанными с ее начислением и выплатой (главным бухгалтером, бухгалтером расчетной группы, мастером, прорабом, нормировщиком).

Проверка правильности начисления и выплаты заработной платы производится по первичным документам на заработную плату (нарядам, сменным рапортам, путевым листам и т. п.), расчетным ведомостям и другим документам по начислению заработной платы.

Первоначальным этапом проверки правильности и законности выплаты заработной платы является проверка правильности действующей системы оплаты в целом. Действующими положениями в основном предусматриваются две формы оплаты - сдельная и повременная с выделением отдельных ее видов (прямая сдельщина, сдельно-премиальная и др.). На практике иногда смешивают две этих формы. Например, устанавливают сдельно-повременную оплату, т. е. оплата ведется повременно, а также сдельно по нарядам за выполненные работы, что, как правило, незаконно и приводит к переплатам заработной платы. При ревизиях в отдельных РСО вскрывались факты применения произвольной формы оплаты. С сезонными рабочими заключались договоры на выполнение строительных и ремонтных работ с оплатой в размере до 60% суммы общей сметы на строительство или ремонт без учета действующих расценок, фактического фонда заработной платы по смете и действующих законных дополнительных доплат. В результате систематически допускалась значительная переплата заработной платы, а размер заработной платы в месяц отдельного рабочего достигал неоправданно высоких размеров (свыше 1200 руб. в месяц).

В РСО в настоящее время широко применяется аккордная система оплаты (бригадный подряд в РСО в связи со значительной текучестью кадров не нашел еще должного развития). Но в отдельных РСО, в связи с грубыми нарушениями действующего положения о ее применении максимальный размер премии по этой системе (40% от заработка по сдельным расценкам за экономию нормативного времени) превращается в дополнительно начисленную постоянную надбавку.

При этом наиболее часто встречающимися нарушениями являются: предварительно не определяется перечень объектов, на которых будет применяться указанная система оплаты; при установлении календарного срока выполнения работ не учитывается достигнутый уровень выполнения норм выработки бригадой за 2-3 предшествующих месяца; допускается перенос календарных сроков окончания работ; при фактическом осуществлении сверхурочных работ время последних не добавляется к фактически отработанному времени согласно нормальной продолжительности рабочего дня.

По первичным документам на заработную плату проверяется:

правильно ли оформляются наряды и другие первичные документы, указаны ли в них выполненный объем работ, расценки и другие необходимые реквизиты, выдаются ли наряды до начала работ, что проверяется на месте при обследовании объектов;

правильно ли указаны в нарядах расценки в соответствии с описанием работ в наряде и фактическом характере их выполнения, что выясняется сопоставлением расценок по наряду с действующими расценками, а характер и способ выполнения работ по наряду проверяются путем привлечения результатов обследования объектов строительства и ремонта, а также встречных, проверок у заказчика;

правильность указанных в нарядах объемов работ, которые проверяются: сопоставлением объемов работ по нарядам с объемами работ по актам на выполненные работы (или по сметам, когда расчеты производятся за готовый объект или этап с учетом незавершенного производства); объемов работ по нарядам с количеством списанных стройматериалов по отчетам прорабов (мастеров) на этот объем работ (может оказаться, что в подотчете мастера или прораба отсутствовали необходимые материалы для выполнения объемов работ или имелось и списывается такое количество стройматериалов, которое не позволяет выполнить указанный в нарядах объем работ); объемов выполненных работ по нарядам с объемом работ по актам контрольных обмеров, проводимых в процессе ревизии и по ранее проведенным; внутренней встречной проверкой по различным участкам и бригадам РСО или субподрядной организации, а также у заказчика.

В связи с громоздкостью и затратами большого количества времени по проверке нарядов плановая ревизия производится выборочным порядком. Чтобы правильно организовать такую проверку, предварительно анализируют заработную плату отдельных категорий и бригад-рабочих.

Для проверки в первую очередь следует брать наряды тех рабочих, бригад, у которых низок уровень тарифа в сдельном заработке.

Кроме того, при выборочной проверке нарядов в первую очередь проверяют виды работ, стоимость которых по заработной плате наивысшая, так как в противном случае при больших затратах времени на проверку даже при значительных выявленных завышениях объемов работ и расценок сумма выявленных -переплат будет незначительна. Без особой необходимости не следует брать работы, проверка которых связана с большими трудностями технического порядка (например, ремонт' штукатурки отдельными местами площадью до 1 м, а также работы, носящие скрытый характер).

По результатам проверки нарядов на реальность отраженного в них объема работ и правильности применения расценок для удобства дальнейшей записи в акт ревизии составляется накопительная ведомость по фактам переплат (недоплат) заработной платы следующей формы:

В накопительной ведомости и в дальнейшем в акте ревизии указываются отчетный период и общее количество нарядов проверенных и нарядов, в которых обнаружены нарушения. В акте ревизии должна быть правильно распределена ответственность за произведенные в нарядах нарушения, в частности: за правильное применение расценок в нарядах несут ответственность должностные лица, осуществляющие проверку правильности применения расценок и утверждавшие наряды к оплате; за неправильное отражение объемов работ - должностные лица, принявшие работу и утвердившие наряды к оплате.

Порядок проверки дополнительной заработной платы в РСО аналогичен проверкам по этим вопросам в других организациях и предприятиях.

При ревизии выплаты премий работникам РСО необходимо руководствоваться Законом СССР о государственном предприятии (объединении), статьями 3, 14. Премирование работников РСО может проводиться за счет фонда заработной платы, фонда материального поощрения и единого фонда оплаты труда. РСО может разрабатывать и утверждать порядок премирования рабочих, руководящих работников, конструкторов, технологов и служащих структурных единиц и подразделений.

При ревизии премирования необходимо руководствоваться постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 января 1985 г. № 87 «О совершенствовании организации, системы оплаты и стимулирования труда в строительстве», постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства», а также действующими положениями о премировании работников РСО и. разрабатываемыми в соответствии с ними положениями в РСО.

Работники РСО премируются:

за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в соответствии с положением, утвержденным постановлением Госкомтруда, Госстроя СССР и Президиума ВЦСПС от 17 июня 1985 г. № 191/88-11-6 (особенность для РСО: руководящие, ИТР и служащие РСО, а также особо отличившиеся рабочие и бригады премируются за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, титульные списки которых утверждаются Советом Министров СССР, и производственных мощностей и объектов.

Особое внимание при ревизии

Плановая продолжительность которых превышает 2 года,- до 4 месячных должностных окладов, а за ввод в действие производственных мощностей и объектов с плановой продолжительностью строительства до 2 лет включительно - до 2,5 месячного должностного оклада);

за выполнение аккордных заданий к установленному календарному сроку или досрочно при сокращении нормативного времени и высоком качестве работ для рабочих-сдельщиков, своевременное и качественное выполнение заданий для повременщиков в соответствии с положением, утвержденным постановлением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 13 июля 1979 г. № 120/324/66-7;

за результаты хозяйственной деятельности в соответствии с положением о премировании.

Особое внимание при ревизии необходимо обратить на законность и правильность выплат премий руководящим работникам, ИТР и служащим РСО в связи с наличием значительного числа фактов незаконных выплат премий этим работникам. В целом законность и правильность выплат премий этим категориям работников РСО определяются на основе результатов ревизии обоснованности планирования и достоверности отчетных .данных по основным показателям премирования (ввод объектов строительства и сдача объектов ремонта, выполнение плана прибыли) и дополнительным (выполнение задания по росту производительности труда и др.), а также соблюдения основных условий премирования (например, выполнение плановых объемов подрядных работ по капитальному ремонту жилого фонда местных Советов, объектов собственной производственной базы и др.) и дополнительных (при сдаче объектов строительства и ремонта с оценкой «отлично» и «хорошо» и др.).

 

ещё:

Ревизия финансовых результатов РСО
Ревизия прочих видов затрат на производство
Ревизия материальных затрат
Общие направления ревизии себестоимости ремонтно-строительных работ
Предварительный анализ себестоимости ремонтно-строительных работ
Ревизия планирования себестоимости ремонтно-строительных работ
Ревизия затрат на производство

 



От: Пятницкий А.,  






Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

125130.ru