АРИАДНА-125130 - исследования в области недвижимости и строительства
Опубликовано: Февраль 17, 2012

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОПАЛУБКИ

В современном строительстве одно из первых мест по объему и стоимости занимают бетонные и железобетонные работы, объем которых из года в год возрастает. Работы по возведению монолитных железобетонных конструкций и сооружений представляют собой комплекс, состоящий из опалубочных, арматурных и бетонных работ. Значение опалубочных работ в этом комплексе весьма велико. Стоимость опалубочных работ составляет в среднем от 10 до 20% общей стоимости железобетонных работ, а в отдельных случаях до 30% и выше.

С развитием производства сборных железобетонных конструкций удельный вес монолитного железобетона и объем опалубочных работ с каждым годом будут уменьшаться. Ho тем не менее опалубочные работы всегда будут иметь большое значение. Поэтому ясно, что правильный выбор конструкции опалубки, экономное расходование древесины при ее изготовлении, а также применение передовых методов заготовки и установки опалубки могут в значительной степени снизить стоимость и трудоемкость железобетонных работ, а следовательно, и строительства в целом.

Опалубка представляет собой форму, в которую укладывается бетонная смесь и выдерживается до приобретения необходимой прочности. Поэтому к опалубке и поддерживающим ее лесам предъявляются требования достаточной прочности и устойчивости, а также точности изготовления, обеспечивающей заданные размеры железобетонных конструкций.

Опалубка должна быть проста в изготовлении, сборке и разборке.

Необходимым условием, предъявляемым к конструкции опалубки, является также ее инвентарность, т. е. возможность многократного использования путем перестановки с одной конструкции на другую.

Наибольшим распространением в строительстве пользуется деревянная дощатая опалубка, реже - опалубка из водостойкой фанеры. Кроме того, применяется металлическая опалубка и железобетонная опалубка массивных гидротехнических сооружений, остающиеся в их теле как защитная облицовка.

В зависимости от конструкции опалубка бывает разборнопереставная и подвижная (скользящая и катучая).

Разборно-переставная опалубка состоит из отдельных заготавливаемых заранее элементов (щитов, элементов креплений и др.), каждый раз собираемых для возведения железобетонного сооружения или его частей. Когда бетон отвердеет, опалубку разбирают и элементы ее после очистки (а в необходимых случаях и ремонта) используют для следующего сооружения.

Подвижную опалубку применяют для возведения бетонных и железобетонных сооружений, имеющих значительную длину (высоту) и неизменяющиеся размеры сечения. К таким сооружениям относятся, например, силосные башни; применяемая при их возведении подвижная опалубка перемещается в вертикальном направлении и называется скользящей-, опалубка, применяемая при строительстве тоннелей, перемещается в горизонтальном направлении и носит название катучей.

Кроме разборно-переставной и подвижной опалубки, в отдельных случаях для возведения конструкций сложного очертания и при небольшом объеме работ можно применять опалубку, изготовляемую на месте из отдельных досок и брусков. После разборки такой опалубки остаются лесоматериалы, которые могут быть использованы на временные сооружения и т. п.

Разборно-переставная опалубка

Опалубка фундаментов (башмаков) под колонны состоит (для пирамидальных башмаков) из нижней части с отвесными стенками, образуемой щитами 1 (рис. 162, а), и верхней наклонной части из трапецеидальных 2 и прямоугольных 3 щитов. Опалубка закрепляется кольями 4, забиваемыми в грунт, и стягивается проволокой.

Опалубка фундаментов под колонны

Опалубка ступенчатых башмаков (рис. 162, б) состоит из двух или более установленных один на другой бездонных ящиков, Для предохранения щитов нижнего ящика от выпучивания их крепят подкосами, а щиты верхнего ящика - проволочными стяжками. Для щитов опалубки наиболее часто применяют доски толщиной 25 мм.

Опалубка стен (рис. 163) состоит из щитовой палубы 1, непосредственно воспринимающей боковое давление бетонной смеси, вертикальных одиночных ребер 2, стяжных болтов 3, временных распорок-бобышек 4, схваток из парных досок 5. При небольших объемах работ вместо болтов иногда применяют проволочные стяжки, оставляемые в бетоне. Недостаток проволочных стяжек состоит в том, что выступающие из

Опалубка стен

бетона концы их (после обрубки) дают ржавые пятна, проступающие через отделку поверхности стены; болты же удаляют при разборке опалубки.

Для уменьшения сцепления болтов с бетоном их смазывают минеральным маслом и повертывают через час или два после укладки бетона, чтобы нарушить сцепление. Щиты палубы обычно сколачивают из досок толщиной 25 мм, а ребра - из досок на ребро толщиной 50 мм. Высота ребер и расстояние между ними определяются расчетом. Распорки 4 ставят временно и убираюі по ходу бетонирования.

Опалубка прямоугольных колонн (рис. 164) со стоит из двух основных элементов: вертикальных щитов 1, обра зующнх короб, и хомутов 2. Щиты в верхней части имеют вы резы 3, куда вставляется короб опалубки прогона или балки Внизу короба устраивается отверстие для очистки опалубки о- щепы и мусора перед бетонированием.

Опалубка колонн

Хомуты могут быть деревянными (рис. 164, а) или металлическими (рис. 164, б). Для возможности использования хомутов на колоннах различных сечений в планка" хомутов делают несколько отверстий. Положение низа короба фиксируется рамкой, укрепленной на перекрытии.

Опалубка ребристых перекрытий. Ребристое перекрытие состоит из следующих элементов: прогонов, или главных балок, опирающихся непосредственно на колонны; второстепенных балок, расположенных перпендикулярно прогонам и опирающихся на прогоны в пролетах между колоннами и непосредственно на колонны, а также из плиты, опирающейся на нижележащие второстепенные балки и прогоны.

Обычно опалубка устанавливается сразу для бетонирования всех элементов ребристого перекрытия, а также для колонн.

На рис. 165 показан общий вид опалубки ребристого перекрытия, основными частями которого являются опалубка прого- яов 7, балок 1 и плиты 2, Опалубка балки или прогона представляет собой короб из двух боковых щитов и днища. Боковые щиты коробов делают обычно из досок толщиной 25 мм, а щиты днищ из более толстых досок - 40-50 мм.

Для того чтобы предохранить боковые стенки коробов балок от выпучивания, их удерживают с помощью прижимных досок, прибиваемых к оголовникам стоек.

Опалубка ребристого перекрытия

При устройстве стыков коробов балок и прогонов необходимо учитывать легкость и удобство последующей разборки опалубки без ее повреждений. С этой целью днище короба изготовляют на 1 -1,5 см короче расстояния между колоннами и прогонами в свету и торцы днища скашивают на фаску.

Короб балки опирают не на щит колонны или прогона, а на рамку, окаймляющую снаружи отверстие в щите. Таким образом, при разборке опалубки вначале удаляют рамку, что облегчает снятие короба, концы которого оказываются свободными.

Опалубка плиты состоит из щитов, опирающихся на кружала (доски, установленные на ребро), которые в свою очередь опираются на подкружальные доски 14, прибитые к сшивным планкам боковых щитов короба балки. На кружала 12 по всем четырем сторонам набивают так называемые фризовые доски 3, которые закрепляют кружала и образуют рамку, в которую свободно, без прибивки к кружалам, укладывают щиты опалубки.

Опалубка безбалочного перекрытия (рис. 166) отличается от опалубки ребристого перекрытия тем, что вместо коробов прогонов и балок над колоннами устанавливают опалубку капителей, которая представляет собой расширяющиеся кверху короба из четырех щитов.

Опалубка безбалочного перекрытия

Опалубка плиты состоит из щитов, уложенных на кружала. Кружала опираются на прогоны, состоящие из двух досок на ребро, между которыми проходят верхние концы стоек.

При бетонировании сооружений опалубка воспринимает нагрузку от собственного веса, от веса бетонной смеси, рабочих, оборудования, а также возникающих при работе динамических усилий. В связи с этим появляется необходимость применения поддерживающих опалубку лесов, элементы которых, как и эле. менты опалубки, следует изготовлять инвентарными.

Для поддерживания-опалубки перекрытий наиболее часто применяют раздвижные стойки, устанавливаемые в пролетах между ко* лоннами под коробами прогонов и балок ребристого перекрытия и под парными прогонами опалубки безбалочного перекрытия.

Стойка простейшей конструкции (рис. 167, а) состоит из среднего бруска 1 (8x8 см) и двух боковых 2 (5X8 см). В брусках просверлены отверстия 3, куда вставляются болты после раздвигания брусков на заданную высоту. К боковым брускам прикреплен оголовиик 4 (10X8X75 см).

Стойки под опалубкой ставят на лаги и раскрепляют доска* ми-расшивками. Под каждую стойку подбивают клинья, кото» рые обеспечивают точную установку оголовника на заданной высоте и облегчают удаление стойки при разборке опалубки.

На рис. 167, б показана инвентарная стойка типа треста «Строитель», состоящая из деревянного бруска 1 с оголовником 2, входящего в металлический «стакан» 3 из уголков. Изменение высоты стойки достигается большим или меньшим выдвижением бруска 1 и закреплением его в нужном положении.

Инвентарные раздвижные стойки

Разборная деревянная опалубка широко применяется для изготовления сборных железобетонных колонн, балок, плит и других изделий.

На рис. 168 показана деревянная разборная форма для балок, состоящая из днища, уложенного на опорные брусья, боковых и торцовых щитов, а также металлических стяжек. Сборка и разборка таких форм производятся быстро, что делает их удобными для использования, главным образом в условиях открытых полигонов.

В качестве примера металлической опалубки на рис. 169, а показана опалубка стенки резервуара для воды. Щиты опалубки размером 3,5 X 0,5 м изготовлены из- листовой стали толщиной 3 мм, окаймлены уголками 60 X 40 X 3 мм и снабжены ребрами жесткости из полосовой стали. Вес щита 80 кг.

Щиты устанавливают длинной стороной по горизонтали. В стыках они удерживаются стойками из двух швеллеров. Стойки и щиты укрепляют стяжками-распорками (рис. 169, б).

Металлическая опалубка дороже деревянной, что делает ее применение выгодным лишь при возможности многократного использования, например, при заводском изготовлении железобетонных изделий.

Заготовка опалубки должна производиться, как правило, в централизованных мастерских и на механизированных стройдворах. Непосредственно на постройке допускается лишь необходимый небольшой ремон-т опалубки и изготовление отдельных элементов в небольшом количестве.

Деревянная разборная форма для балок, Металлическая опалубка стенки резервуара

В опалубочных мастерских устанавливается следующее оборудование: циркульные пилы для продольного распиливания досок; торцовочные пилы для оторцовки досок, нарезки сишвиых планок и других операций по поперечному перепиливанию; ленточные пилы для выпиливания криволинейных элементов опалубки, фуговальные или рейсмусовые станки для строгания досок и верстаки для сборки щитов и других частей опалубки.

Процесс заготовки опалубки заключается в изготовлении отдельных деталей (досок и т. п.) и сборке из них готовых к установке частей опалубки (щитов, стоек, коробов балок и колонн).

Верстак С. К. Ефремова

Сборка частей опалубки осуществляется на специальных верстаках-шаблонах, например на верстаке конструкции инж. С. К. Ефремова (рис. 170).

Крышка 3 верстака снабжена продольными досками, имеющими вырезы 2. На крышке установлен ящик для гвоздей I. В нижней части верстака устроена полка 4 для хранения сшивных планок щитов.

Перед сборкой щита на крышку верстака укладывают шаблон-рамку по размерам щита.

При сшивке щитов доски должны быть плотно сжаты с помощью клиньев или металлических сжимов (рис. 171).

Сборка щитов на верстаке С. К- Ефремова производится в следующем порядке: на верстак между поперечными брусками укладывают сшивные планки щита, а на них - доски, прижимая их торцами к концу верстака, после чего сколачивают щит гвоздями. Количество гвоздей, их длина и расположение должны быть указаны на чертежах.

Гвозди забивают в щит не под прямым углом, а с некоторым наклоном, что обеспечивает загибание, концов гвоздей, упирающихся в уложенную под сшивной планкой в гнезде стальную полосу.

 

Винтовой сжим для спачивания опалубочных щитов
Приспособление для сборки коробов опалубки колонн

При сборке частей опалубки следует обеспечивать их наибольшую готовность к установке. Так, например, необходимо заранее пришивать под- кружальные доски к боковым щитам балок, а опалубку колонн и балок собирать в мастерской в готовые короба.

Для сборки коробов опалубки колонн применяют простое приспособление в виде легких переносных козелков (рис. 172), устанавливаемых через 2,5-3 м по длине короба.

Высота козелков равна высоте сечения короба, а ширина на 100-200 мм меньше ширины короба.

На козелки укладывают один щит, к нему приставляют и прибивают два

других щита, после чего короб снимают с козелков, поворачивают и прибивают четвертый щит.

Общее расположение оборудования при заготовке опалубки поточным методом показано на рис. 173, а.

Доски подвозят на вагонетке 8 и укладывают на стеллажи 6, откуда подают на маятниковую пилу 1 для поперечного распиливания.

При необходимости материал может быть подан к циркульной пиле 2, фуговальному станку 3, рейсмусовому станку 4 или педальной пиле 5 для нарезки мелких деталей.

В сборочной мастерской (рис. 173,6) проходит узкоколейный путь с вагонеткой 8 для доставки заготовленных элементов. Элементы, сложенные на стеллажи 6, расположенные с обеих сторон пути, поступают далее на сборочные верстаки 9, ас них - на маркировочные стеллажи 10. Готовые части опалубки отвозят по путям 11.

 

Схема опалубочного цеха

Готовые части опалубки перед отправкой на строительную площадку маркируют, т. е. на каждый элемент несмываемой- краской наносят его марку в соответствии с маркировочным чертежом, который является неотъемлемой частью проекта опалубки.

Маркировочный чертеж опалубки (рис. 174) представляет собой план сооружения, на котором схематически показаны все элементы железобетонной конструкции с присвоенными им условными обозначениями - марками. Так, например, согласно рисунку колонна на пересечении рядов 5 и б будет обозначаться- маркой Кб-5. Соответственно щит опалубки этой колонны, обращенной к северу, будет иметь марку Кб-5 сев.

Плотнику для руководства при заготовке опалубки выдается так называемый заготовительный чертеж, состоящий из схематического, без соблюдения масштаба, рисунка элемента (рис. 175)

Маркировочный чертёж опалубки

С таблицей. В таблицу включают перечень марок элементов данного типа, размеры и количество элементов, подлежащих изготовлению.

 

источник: Плотничные работы в строительстве, Волчанский Р. А. 1959 г.

 




От: Пятницкий А.,  5289 просмотров


-

Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

125130.ru