Сборка опалубки
Перед установкой опалубки необходимо проверить надежность основания под стойками и другими элементами, поддерживающими опалубку. Недопустима устанозка стоек на свеже- насыпанный грунт, так как его осадка неизбежно приведет к деформации опалубки, а следовательно, и железобетонных конструкций. Под стойки надо укладывать лаги из досок толщиной не менее 50 мм. При производстве работ в зимнее время необходимо учитывать возможность пучения грунта, а также возможность просадок мерзлого грунта при наступлении теплой погоды. Поэтому зимой рекомендуется ставить стойки не на грунт, а на обрезы фундаментов и подколонники или заглублять их до уровня незамерзшего грунта.
После установки опалубки и лесов должны быть обеспечены: их неизменяемость и устойчивость. Это достигается путем раскрепления стоек горизонтальными и диагональными расшивками.
Для снижения сроков и трудоемкости опалубочных работ установку опалубки следует производить из укрупненных элементов. Степень укрупнения элементов определяется конструкцией опалубки и наличием монтажных механизмов. На рис. 229 показана установка краном опалубки прогона вместе с прикрепленной к опалубке арматурой.
При невозможности применения механизмов для установки укрупненных блоков допускается ее ручная установка.
Точное соблюдение размеров при установке опалубки имеет большое значение, так как определяет точность выполнения железобетонной конструкции.
«Технические условия на производство и приемку строительных и монтажных работ» (Раздел III «Бетонные и железобетонные работы») определяют следующие допускаемые отклонения при установке опалубки и поддерживающих лесов (табл. 27).
Ошибки в расположении осей стен и колонн, допущенные в нижележащих этажах многоэтажных зданий, должны быть исправлены в последующих этажах.
Установка опалубки фундаментов. Опалубку фундаментов устанавливают в виде собранных коробов, на которых временно прикреплены отфугованные рейки, определяющие положение осей колонн.
Правильность положения короба в плане проверяется веснами, опущенными с натянутых над котлованом проволок разбивки осей колонн.
После установки в необходимом положении короб опалубки закрепляют кольями, забиваемыми в землю. Если фундаментный башмак двухступенчатый, то перед установкой верхнего короба в нижний укладывают арматуру.
В том случае, когда фундамент предназначен для установки на нем стальной колонны, на опалубку до бетонирования крепят анкерные болты в кондукторах, которые точно фиксируют размещение болтов в соответствии с разбивкой отверстий в опорной плите колонны.
Кондуктор должен быть достаточно прочен и надежно закреплен, чтобы обеспечить неизменяемость положения анкерных болтов и невозможность их смещения при укладке бетона.
Порядок сборки опалубки стен зависит от того, как должны быть расположены щиты: горизонтально или вертикально.
В обоих случаях установка опалубки начинается с укладки на основание двух направляющих досок (рис. 230), расстояние между которыми в свету равно толщине стены. При укладке на бетонное основание направляющие доски прибивают гвоздями к деревянным пробкам, заделанным в бетон (рис. 230, б). При укладке на щебеночной подготовке направляющие доски крепят гвоздями к кольям, забитым через слой подготовки в грунт (рис. 230, а).
Дальнейший порядок сборки опалубки стен определяется расположением щитов.
При горизонтальном расположении щитов на направляющие доски устанавливают вертикальные одиночные ребра. Размечают ребра на направляющей доске рейкой, на которой указаны расстояния между осями ребер.
Вначале следует установить два ребра на расстоянии
3-4 м одно от другого. Выверенные по отвесу и закрепленные подкосами, они используются как маяки, между которыми устанавливают промежуточные ребра; их положение фиксируется горизонтальной доской, временно прибиваемой к крайним ребрам. Затем к ребрам прибивают щиты.
После окончания сборки одной стороны опалубки стены таким же образом собирают вторую сторону; при этом по ходу работы устанавливают горизонтальные схватки из парных досок, а также болтовые или проволочные стяжки и распорки.
При вертикальном положении щитов сборка опалубки стены начинается с установки на направляющие доски одного щита и на расстоянии 3-4 м or него вертикальном доски маяка. Выверив по отвесу и закрепив"щит и маяк, соединяют их горизонтальной доской, вдоль которой ставят промежуточные щиты. Затем маяк переносят на 3-4 м, и процесс повторяют. После установки щитов одной стороны опалубки сгены ставят горизонтальные ребра, затем собирают вторую сторону и, как в предыдущем случае, стягивают обе стороны болтами или проволокой и вставляют распорки.
При небольшой толщине стен (до 20 см) опалубку полностью устанавливают лишь с одной стороны, а с другой наращиваюг по мере бетонирования. Полностью собранную опалубку стены еще раз выверяют и раскрепляют для обеспечения ее устойчивости при бетонировании.
В процессе бетонирования распорки из опалубки - вынимают.
Перед установкой опалубки оси колонн наносят несмываемой краской на основание (нижележащее перекрытие и т. п.). Затем на выпусках арматуры наносят метку, соответствующую положению низа короба опалубки колонны. После этого на основание устанавливают направляющую рамку, состоящую из двух брусков. На рамке нанесены оси колонны, которые при установке рамки должны точно совпадать с осями колонны, нанесенными на основание. Рамки устанавливают строго горизонтально на такой высоте, чтобы верх нижнего бруска точно совпадал с отметкой на арматуре; при необходимости ее подклинивают. Рамку прибивают гвоздями к деревянным пробкам, заделанным в бетон основания. Установленная таким образом рамка точно определяет положение низа короба колонны как в плане, так и по высоте.
В рамку заводят короб и устанавливают его, укрепляя временными подкосами, концы которых также прибивают к пробкам, заложенным в бетон.
Проверку вертикальности колонн удобно производить рамочным отвесом (рис. 231), который состоит из дере- рянной рамки с двумя ножками одинаковой длины. К рамке прикреплен желобок из оцинкованного железа, внутри которого проходит шнур веска. Ножки рамки приставляют непосредственно к поверхности досок щита опалубки, а не к сшивным планкам, благодаря чему обеспечивается возможность более точной установки опалубки колонн, чем при пользовании обычным отвесом.
Опалубка колонн имеет вид либо закрытого короба, состоящего из четырех щитов, либо короба из трех щитов с одной открытой стороной. Второй вид опалубки применяют в тех случаях, когда большой вес арматурного каркаса не позволяет опустить его сверху в короб, при сборке арматуры из отдельных прутьев, которые заводят сбоку, или когда бетонирование ведется с постепенной зашивкой четвертой стороны короба. На установленный короб надевают и закрепляют хомуты, положение которых наносится на короб заранее с помощью разбивочной рейки.
Если одна сторона короба временно не закрывается, то ее нужно раскрепить поперечными планками. Колонны большой еысоты (более 6 м) прикрепляют к стойкам лесов схватками.
Установка опалубки ребристых перекрытий при высоте перекрытий до 6 м производится без вспомогательных лесов с применением инвентарных стремянок, имеющих наверху площадку с ограждением, что повышает удобство и безопасность работы.
Сборка опалубки ребристого перекрытия производится в последовательности, указанной на рис. 232.
После того как будут установлены, выверены и временно раскреплены короба колонн, звено из двух плотников, стоящих на стремянке, укладывает днища прогонов в вырезы коробов колонн. Горизонтальность днищ коробов проверяют по уровню и прикрепляют их к коробам колонн монтажными гвоздями.
Под днищами укладывают лаги из пластин или толстых досок (основание под стойки). С помощью разбивочной рейки размечают на лагах места стоек, количество и расположение которых определяются проектом опалубки. Раздвинув стойки на требуемую высоту, их устанавливают под днища прогонов, а после подбивки клиньев и выверки вертикальности положения стоек по отвесу их закрепляют при помощи монтажных гвоздей, забиваемых через днище короба в оголовник стойки.
При установке стоек необходимо для балок и прогонов с пролетом более 4 м создавать по середине пролета строительный подъем из расчета 3 мм на 1 м длины балки или прогона. Величина строительного подъема днищ проверяется при помощи уровня и линейки, уложенных на две подкладки одинаковой толщины по концам короба.
Закрепив стойки, производят установку боковых щитов прогонов к боковым сторонам рамок вырезов колонн. На оголов- ники стоек вплотную к боковым щитам прогонов укладывают ірижимные доски и прибивают их к оголовникам стоек.
Следующим этапом является установка опалубки балок, выполняемая в той же последовательности, что и установка опалубки прогонов; вначале в вырезы боковых щитов прогонов укладывают днища балок, выверяют и временно закрепляют; затем под днища устанавливают стойки и боковые щиты.
Подкружальные доски, прикрепляемые к боковым щитам балок, должны быть установлены так, чтобы их верхняя кромка находилась в одной горизонтальной плоскости. Расстояние этой плоскости от верхней кромки боковых щитов должно быть равно высоте кружал.
После выверки подкружальных досок на них устанавливают кружала и приступают к установке опалубки плиты. Вначале укладывают фризовые доски, а затем щиты, не пришивая их к кружалам гвоздями.
Горизонтальность опалубки плиты, днищ прогонов и балок (если последним не придается строительный подъем) проверяется отфугованной рейкой с уровнем. Выправляют установленную опалубку путем подбивки клиньев стоек, установки подкладок под кружала и т. п.
Стойки, поддерживающие опалубку, при длине более 3 м укрепляют в- двух взаимно-перпендикулярных направлениях горизонтальными расшивками. Нижние расшивки устанавливают на высоте 1,8 л от земли или нижележащего перекрытия, чтобы не мешать проходу рабочих, а верхние - на расстоянии около 1,6 м от низа опалубки, с тем чтобы они могли быть использованы как опора для подмостей при разборке опалубки. Диагональные расшивки устанавливают по периметру здания или сооружения, а внутри - через один или два ряда стоек.
Установка опалубки безбалочных перекрытий производится в следующем порядке (рис. 233). Вначале устанавливают короба опалубки колонны теми же методами, что и для ребристых перекрытий. Затем на нижележащее перекрытие или на другое основание укладывают лаги и размечают на них положение стоек. Стойки раздвигают на требуемую высоту, устанавливают на место, выверяют и расшивают между собой. При установке стоек выверяют их вертикальность, а также положение верхушек стоек, которые должны лежать в одной горизонтальной плоскости. При необходимости высота верхушек может быть отрегулирована подбивкой клиньев.
После выверки и раскрепления стоек на их оголовники устанавливают парные прогоны, которые должны быть расположены строго горизонтально, а верхние кромки их - лежать в одной плоскости и находиться от верха стоек на расстоянии, равном ширине кружал.
На парные прогоны устанавливают готовые короба капителей колонн и прибивают их к коробам колонн. Затем на прогоны укладывают кружала, положение которых заранее размечается разбивочной рейкой. Кружала закрепляют фризовой доской, укладываемой по оголовникам стоек. Между фризовыми досками укладывают на кружала щиты опалубки плиты без пришивки гвоздями к кружалам, после чего окончательно закрепляют опалубку капителей.
Стойки расшивают горизонтальными диагональными расшивками, как указывалось при описании методов установки опалубки ребристых перекрытий.
Разборка опалубки, или распалубка железобетонных конструкций, является ответственной операцией. Важно правильно выбрать срок распалубки; слишком ранняя распалубка железобетонных конструкций может повести к их повреждениям, а иногда и полному разрушению. Чрезмерно долгое выдерживание конструкций в опалубке невыгодно экономически, так как оно замедляет ход строительства и не позволяет повторно использовать опалубку на других участках.
He менее важным является сохранение элементов опалубки при ее разборке, что обеспечивает наибольшую оборачиваемость опалубки.
Сохранность опалубки может быть обеспечена бережным к ней отношением и соблюдением изложенных ниже правил производства работ. Важна также правильная конструкция опалубки, при которой ее элементы легко, без приложения больших усилий, снимаются с поверхности бетона.
Разборку опалубки можно производить лишь после того, как бетон приобретет прочность, достаточную для того, чтобы выдерживать собственный вес и временные нагрузки.
Сроки снятия опалубки с различных поверхностей железобетонных конструкций неодинаковы: так, например, боковые шиты опалубки балок могут быть сняты раньше, чем днища; опалубку плит малых пролетов можно снимать раньше, чем плит больших пролетов и т. д.
Технические условия устанавливают, что удаление боковых элементов опалубки, не несущих на себе нагрузки от веса бетона (боковые щиты балок, колонн, стен), можно производить после того, как бетон отвердеет настолько, что не будет поврежден при снятии опалубки.
Опалубку плит и сводов пролетом до 2 м разбирают после достижения бетоном 50% проектной прочности. Плиты и своды пролетом от 2 до 8 м, а также балки и прогоны пролетом до 8 м могут быть полностью распалублены, когда прочность бетона достигнет 70%. Для несущих конструкций пролетом более 8 м обязательна 100-процентная прочность бетона к моменту распалубки.
Прочность бетона может быть установлена либо его испытанием в самой конструкции, либо испытанием контрольных образцов (кубиков) размером 20 X 20 X 20 см, изготовленных на месте укладки бетона в конструкцию и сохраняемых в тех же условиях. Опалубку разбирают с подмостей, устанавливаемых на высоте 1,6 м от низа конструкций.
Основными инструментами для разборки опалубки служат ломики-гвоздодеры (рис. 234) разных размеров. Малый ломик - длиной 320 мм - является вспомогательным и используется ДЛЯ образования щелей, нуда вставляются большие ломики.
Основным инструментом для отъемки щитов, кружал И Т. II. служит ломик длиной 600 мм. При необходимости приложить большие усилия может быть применен ломик длиной 1 м. Раздвоенными концами ломиков выдергивают гвозди. Концы ломиков должны быть острыми, чтобы их можно было легко просовывать в щели.
Распалубку стен начинают с удаления стяжных болтов или перерезания проволочных стяжек. Снимая стяжные болты, вначале отвинчивают гайки, а потом легкими ударами выбивают болты. Затем снимают горизонтальные парные схватки (при горизонтально расположенных щитах), удаляют вертикальные ребра и, осторожно действуя ломиком, отделяют щиты от поверхности бетона. Перед снятием щитов опалубки необходимо удалить весь мусор и наплывы бетона снаружи, иначе будет трудно снять щиты без повреждений.
В последнюю очередь снимают горизонтальные направляющие доски.
Распалубку колонн начинают с удаления рамки у основания колонны; затем снимают бруски, окаймляющие вырезы у балок и прогонов (для ребристых перекрытий), или щиты опалубки капители (для безбалочных перекрытий). После этого с колонны снимают хомуты и щиты, действуя ломиком как рычагом, вводя его конец в щель между щитами вначале в верхней части и постепенно спускаясь вниз.
При распалубке плит ребристых перекрытий вначале удаляют подставки, поддерживающие подкружальные доски, а затем н сами подкружальные доски, после чего снимают кружала. Для того чтобы щиты, отделившиеся от поверхности бетона, не упали, два-три кружала временно укладывают под плитой плашмя на прижимные доски. Сняв кружала, удаляют щиты плиты с помощью ломика, конец которого заводят между крайним щитом и фризовой доской.
При распалубке плит безбалочных перекрытий прежде всего удаляют клинья под парными прогонами и опускают прогоны на оголовники стоек. Удаляют болты, стягивающие парные прогоны, и снимают прогоны. Для поддержания частей опалубки временно оставляют на месте каждый третий или четвертый прогон. Затем снимают кружала, оставляя при этом часть из них (каждое пятое или шестое) уложенными плашмя на оставленные прогоны как временную меру для предотвращения падения щитов. Крайние щиты плиты, как и в опалубке ребристого перекрытия, отнимают, заводя конец ломика между фризовой доской и щитом. Затем удаляют остальные щиты. В последнюю очередь удаляют фризовые доски и стойки (после того как прочность бетона будет достаточна, чтобы плита работала полным пролетом).
При распалубке балок и прогонов удаляют бруски, окаймляющие вырезы в щитах прогонов, вместе с брусками удаляют рейки, закрывающие торцы щитов. Затем от оголовников стоек с помощью ломиков осторожно отрывают прижимные доски и снимают боковые щиты прогонов и балок. Для того чтобы снять днище балки или прогона, нужно опустить стойку, выбив из-под нее клинья или опустив домкраты. После этого могут быть сняты днища, а затем убраны расшивки и стойки. В многоэтажных железобетонных зданиях стойки опалубки перекрытия, находящиеся непосредственно под бетонируемым перекрытием, должны быть оставлены полностью.
При разборке опалубки второго нижележащего перекрытия под всеми балками и прогонами пролетом более 4 м должны быть оставлены «стойки безопасности» на расстоянии не более 3. м от опор и друг от друга. Стойки всех нижележащих перекрытий могут быть убраны полностью при условии, что бетон этих перекрытий приобрел проектную прочность.
При разборке опалубки ее части - щиты, схватки, стойки и яр. - необходимо осторожно спускать вниз с подмостей во избежание поломок. Снятую опалубку следует рассортировать и аккуратно сложить в штабели по типам элементов.
Щиты необходимо очистить от приставшего бетона, торчащие гвозди выдернуть, стершуюся маркировку восстановить.
При распалубке надо строго соблюдать правила техники безопасности, главные из которых состоят в том, что леса и подмости, а также установленная опалубка перекрытий, расположенная на высоте более 3 м, должны иметь ограждения высотой ме менее 1 м с бортовой доской.
Стремянки, применяемые при сборке опалубки без лесов, должны иметь наверху площадку с ограждением.
Если работы по установке или разборке опалубки ведутся на двух или нескольких уровнях по одной вертикали, то над нижележащим местом работ необходимо устраивать сплошной дощатый настил или натягивать металлическую сетку.
Элементы разобранной опалубки необходимо немедленно иосле их снятия опускать на землю или нижележащее перекрытие. Складывание материалов на подмости во избежание перегрузки подмостей не допускается.
Особенность скользящей опалубки (рис. 235) состоит в том, что ее собирают только один раз (внизу) и затем поднимают вверх по мере того, как уложенный бетон приобретет способность сохранять приданную ему форму и воспринимать нагруч- ку от опалубки и находящихся на ней людей, приспособлении и пр.
Несмотря на то, что изготовление скользящей опалубки сложнее и дороже изготовления обычной разборно-переставной опалубки, применение ее для сооружений силосного типа выгодно, так как одним комплектом опалубки высотой 1,2 м можно возводить стены на высоту 70-80 м и более. Это соответствует 60-кратной оборачиваемости опалубки на одном сооружении. Кроме того, применение скользящей опалубки значительно снижает трудоемкость опалубочных работ и сокращает сроки строительства, так как дает возможность непрерывно поднимать опалубку.
Основные части скользящей опалубки: собственно опалубка, или форма, куда укладывается бетон, представляющая собой две стенки (наружную и внутреннюю) высотой 1,2 м, домкратные рамы 2, винтовые домкраты 3 и рабочий настил 4. Опалубка прикрепляется к домкратным рамам с помощью кружал 5.
Стенки опалубки установлены с наклоном так, что расстояние между ними вверху меньше, чем внизу. Конусность опалубки, составляющая обычно 4-6 мм, служит для уменьшения трения между опалубкой и бетоном.
Рабочий настил 4 уложен по балкам 6, опирающимся с внутренней стороны сооружения на кружала 5. Вся система опалубки вместе с рабочим настилом опирается на проходящие в теле бетона вертикальные домкратные стержни 7 из арматурной стали.
Детали устройства винтового домкрата показаны на рис. 236. Домкрат служит для подъема опалубки и состоит из полого винта 1 и навинчивающейся на него гайки 3. С помощью зажимных плашек 5, укрепленных на буксе 4, домкрат опирается на проходящий внутри него стальной домкрат- ный стержень, нижняя часть которого заделана в бетон.
Гайка 3 соединена болтами с металлической планкой 8, прикрепленной к верхним схваткам 7 домкратной рамы.
На верхний конец винта 1, имеющий квадратное сечение, надевается дисковая головка домкрата 2 с двумя отверстиями, расположенными в плоскости диска перпендикулярно друг другу. В эти отверстия вставляют стальной рычаг для поворота винта при подъеме опалубки.
Установка скользящей опалубки начинается с того, что на фундаменте размечают оси конструкций, которые будут бетонироваться в скользящей опалубке, после этого устанавливают короба опалубки.
Необходимо строго следить за тем, чтобы кружала всех коробов находились на одном уровне.
Наружные и внутренние стенки опалубки соединяют схватками и распорками. Распорки располагают вблизи мест установки домкратных рам, так как в этих местах возможно сжатие опалубки; схватки устанавливают в промежутках между рамами, так как здесь стенки опалубки могут разойтись.
После выверки и закрепления коробов опалубки производится установка домкратных рам, стойки которых входят в вырезы, сделанные в кружалах. Разметка на кружалах мест вырезов для стоек домкратных рам осуществляется с помощью шаблонов.
После проверки правильности установки опалубки рамы прикрепляют к кружалам.
При установке опалубки необходимо следить за тем, чтобы стойки рам плотно, без просветов прилегали к кружалам, были вертикальны и расположены симметрично относительно оси стены. Верхние схватки рамы должны быть горизонтальными, а верх схваток у всех рам должен быть на одном уровне, что облегчает контроль горизонтальности опалубки при ее подъеме.
Расстояние между наружной и внутренней стенками опалубки (на уровне рабочего пола) должно равняться проектной толщине стен; это расстояние по всему периметру стен проверяется шаблоном.
После закрепления рам еще раз проверяют положение рам и опалубки; если обнаружится отклонение опалубки от заданных размеров, неправильно установленные рамы снимают и опалубке придают правильное положение при помощи распорок.
Окончательно выверив и закрепив опалубку, укладывают на кружала балки и настилают по ним рабочий пол, в котором делают люк с крышкой для прохода рабочих.
Вслед за настилкой рабочего пола производится установка домкратов, которые предварительно должны быть проверены и смазаны. После этого приступают к установке домкратных стержней.
Так как стыкование стержней в процессе бетонирования должно производиться на разных уровнях, первоначально устанавливаемые стержни должны быть разной длины. Перед установкой стержни следует очистить и тщательно выпрямить, концы стержней обрезать под прямым углом, заусенцы на торцах опилить. Домкраты на установленных стержнях приводят в рабочее положение, поворачивая их головки до тех пор, пока зажимные плашки не обожмут стержень; при дальнейшем вращении опалубка будет подниматься.
Подъем опалубки осуществляется следующим образом. Поворачивая по часовой стрелке головку 2, сообщают вращение винту 1; при этом букса 4, свободно посаженная на конец винта 1, не вращается. Так как опусканию винта 1 препятствуют зажимы 5, упирающиеся в стержень 6, то происходит перемещение вверх по винту гайки 3 с прикрепленной к ней домкрат- ной рамой, опалубкой и рабочим настилом.
Когда винт будет выработан на полную высоту, производится его подъем путем вращения против часовой стрелки. При этом зажимы 5 свободно скользят вверх по домкратному стержню. Во время подъема винта нагрузка от домкратной рамы воспринимается частично трением опалубки о бетон и частично соседними рамами.
Укладку бетона ведут с рабочего настила. По мере бетонирования поочередным вращением винтов поднимают опалубку.
При непрерывном производстве работ скорость бетонирования достигает 3 м в сутки.
При подъеме опалубки надо непрерывно контролировать ее горизонтальность. Каждый из рабочих, занятых на подъеме опалубки, может обслуживать 10-12 домкратов.
Для снижения трудоемкости работ применяется механизированный подъем опалубки с помощью гидравлических домкратов, вмонтированных в домкратные рамы (рис. 237, а, б) и действующих от находящейся на опалубке насосно-распределительной установки.
Гидравлические домкраты могут обеспечить скорость подъема форм до 3 л в смену, так что темпы бетонирования в этом случае определяются скоростью твердения бетона. Применение гидравлических домкратов позволяет уменьшить затраты труда по сравнению с ручным подъемом форм примерно в шесть раз.
На риє. 238, а показан блок катучей металлической опалубки для цилиндрических сводов-оболочек, состоящий из решётчатых колонн и связей, установленных на тележках узкоколейных вагонеток, перемещаемых вдоль бетонируемого пролёта здания.
На рис. 238, б показана в рабочем положении катучая опалубка внутренней поверхности тоннелей конструкции инж. В. Д. Дуба. Опалубка состоит из четырех стальных рам, обшитых досками. Элементы рам шарнирно соединены между собой.
При помощи стяжных приспособлений оболочка складывается и отходит от внутренней поверхности бетонного тоннеля, после чего секция опалубки длиной 3 м может быть перевезена для установки на соседний участок. Наружную опалубку тоннеля делают разборно-переставной из дощатых щитов и деревянных рам крепления.
UP |
|
125130.ru |